Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Центральна міська бібліотека
ЦБС Шевченківського району м. Харкова

Знаменитые харьковчане: Илья Репин, художник, поцелованный солнцем

Юлия Гаврилова

Об Илье Репине когда-нибудь обязательно снимут захватывающий фильм. В нем художник наконец-то предстанет не только как автор холстов «Бурлаки на Волге» или «Не ждали», которые интернет-шутники не устают обыгрывать в многочисленных демотиваторах. Возможно, и расхожая фраза «Картина Репина “Приплыли»», которую он, кстати, никогда не писал, утратит свою популярность.

О Репине, знаменитом уроженце харьковской земли, мы и сегодня знаем до обидного мало. На его долю выпала долгая, интересная, наполненная событиями жизнь: он прожил 86 лет, написал несколько сотен картин в разных жанрах. Рождению его талантливых полотен предшествовало создание множества рисунков и эскизов. Например, к картине «Садко» их было сделано более полутора сотен.

Кисти Репина принадлежит множество портретов: ученых, композиторов, писателей, живописцев. Большинство из них были друзьями художника.

Над многими холстами Илья Репин работал долгие годы, переписывая их по несколько раз. С картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художник не расставался 12 лет. В поисках колоритных персонажей он хорошо поколесил по Украине.

Детство и отрочество 

Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 1879 год.

Илья Репин родился 24 июля 1844 года в небольшом военном поселении в Чугуеве. Страсть к рисованию пробудилась у него в возрасте шести лет. Однажды его двоюродный брат Тронька принес акварельные краски и на глазах у изумленного Илюши раскрасил черно-белую картинку из книжки. Маленький Репин был потрясен. Это стало одним из ярчайших впечатлений его детства. Тронька уехал, а Илью уже невозможно было оторвать от рисования.

Текст ответа казаков на требование султана сложить оружие художник знал с детства: «Ти – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товариш і самого люципера секретарь! Який ти в чорта лицарь? Чорт викидає, а твое війско пожирає. Не будешь ти годен синів хрестиянских під собою мати: твого війська ми не боїмось, землею и водою будем битися з тобою. Числа не знаем, бо календаря не маєм, місяць у небі, год у книзі, а день такий у нас, як і у вас, поцілуй за те ось куди нас! Кошевий атаман Иван Сірко зо всім кошом запорожським».

Как-то раз Илья серьезно заболел. Мать даже начала опасаться за его жизнь.  Одна сердобольная соседка стала успокаивать Илюшу: в раю, мол, очень хорошо. «А краски с кисточками там будут?» – поинтересовался  мальчик. Через некоторое время болезнь отступила, и Илюша снова взялся за рисование.

Вскоре он начал подрабатывать, расписывая пасхальные яйца. С гордостью отдавал матери первые вырученные рубли. Заметив любовь сына к рисованию, мать определила его в Топографический корпус, а потом – в учение к иконописцу Ивану Бунакову. Юный художник стал кормильцем в семье, работая как тогда говорили, богомазом. Разъезжая по селам и расписывая иконостасы, Илья мечтал об Академии художеств в Петербурге.

В девятнадцать лет Репин написал свой первый автопортрет: живописно вьющиеся волосы, упрямый рот, твердый пытливый взгляд. В глазах вопрос: что впереди?

И мечта: стать художником.

Харьков – Петербург

Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника. 1884 год.

1863 год. Первое серьезное испытание характера на прочность – путешествие из Харькова в Москву. 100 рублей на дальнюю дорогу Илья заработал сам.

Почтовый дилижанс все дальше и дальше увозил его на север, оставляя позади родной Чугуев. Серые осенние дни, промозглые ночи… Дилижанс передвигался очень медленно и, поднимаясь в гору, постоянно норовил угодить в канаву.

Из Москвы в Питер юноша ехал уже на поезде. Пасмурный день. Вокзальная площадь. Хлопья снега в лицо. Мысли о будущем тревожны. И, наконец, – здание Академии.

Таким Илья Репин вступил во взрослую жизнь, полную испытаний. Стартовый капитал – 47 рублей, оставшихся после расходов на дорогу. Вскоре он покажет конференц-секретарю Академии свои юношеские эскизы. Небрежно просмотрев их, чиновник надменно огласит: «В Академию вам рано». Эти слова прозвучали как приговор. Да, Илья тогда не имел никакого представления о законах академического рисунка.

Суровый вердикт конференц-секретаря посеял в душе юноши сомнение, но не истребил веры в свое предназначение. Художник-архитектор, у которого Репин снимал комнатку в мансарде, посоветовал поступить в вечернюю Рисовальную школу. Обучение там было дешевым: в год – всего лишь три рубля. Юноша так и сделал. Первые трудности увенчались неожиданной удачей: Илья стал первым, самым успешным учеником школы, а позже, сдав экзамен в Академию художеств, был принят туда вольнослушателем.

Летние каникулы в Чугуеве

Девочка в розовом. Портрет дочери Нади Репиной. 1881 год.

На малую родину Репин вернулся почти четыре года спустя, во время каникул, летом 1867 года. На крыльцо бревенчатого дома поднялся молодой  человек в шляпе и элегантном костюме. После сумрачных пейзажей Петербурга 23-летний художник заново открыл для себя знакомые с детства ландшафты, на которые он теперь смотрел профессиональным взглядом: «Здесь удивительно колоритное небо… да не одно небо, а все, все…»

Легко, с вдохновением написал он тогда замечательный портрет младшего брата Василия, превосходный портрет матери; тогда же нарисовал Трофима Чаплыгина – того самого, который когда-то открыл для него краски. Встретился Илья и со своей первой любовью – Надей Полежаевой, которая стала сельской учительницей.

Первый шедевр

«Бурлаки на Волге». 1873 год

Во время работы над картиной «Бурлаки на Волге», вся мастерская Репина была завалена этюдами – живыми, динамичными, с разными вариантами соотношения света и тени. Эта картина принесла тогда еще студенту Академии художеств мировую славу.

Летом 1870 года художник вместе с друзьями изучал жизнь и характеры бурлаков в приволжских селениях, общался с ними, сидел у костров, всматривался в лица, делал карандашные наброски, эскизы маслом и акварелью.

Вернувшись с Волги, Илья получил письмо от князя Владимира, покровителя Академии художеств, заинтересовавшегося летними этюдами талантливого студента. Их разложили на полу в конференц-зале. Студенты и преподаватели с удивлением рассматривали эти работы, пронизанные зноем. Критик Владимир Стасов вспоминал: «Картины еще не существовало, а все уже ожидали от Репина чего-то необыкновенного… Что ни холст, то тип, то новый человек, выражающий целый характер…»

Становление таланта

«Парижское кафе». 1875 год

Женой молодого живописца стала Вера Шевцова с которой он познакомился в Петербурге.

В 1871 году художник с золотой медалью окончил Академию, получив звание художника первой степени и право на путешествие в Европу. Финансирование (правда, скромное) alma mater брала на себя. Осенью того же года у молодой четы Репиных родилась дочь Верочка.

Через полтора года Репин с женой и маленькой дочуркой отправились за границу. В Вене, на Всемирной выставке, художник увидел своих «Бурлаков». Критики восхищались их жизненностью и психологической выразительностью.

Восторженность Венецией и Флоренцией сменилась разочарованием. Рим, о котором так мечтал художник, ему не понравился: «Приехал, увидел и заскучал…» Париж и новый метод французского изобразительного искусства – импрессионизм – также не вызвали в нем восторгов.

Критические настроения Репина смягчило лето, проведенное в живописном уголке Франции Вёле. Здесь он увлекся яркостью природных красок, напоминавших родные украинские места, и начал с упоением писать пейзажи. Постепенно Репин проникся симпатией к импрессионизму. К этому периоду творчества относится его картина «Парижское кафе».

В это время он очарован творчеством Гоголя, рисует эскизы к сюжетам его произведений: «Я принялся за Гоголя и такого наслаждения еще ни разу не получал от него… здесь же кстати и природа ужасно похожа на нашу».

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Письмо запорожцев турецкому султану». 1891 год.

Вернувшись из Европы, Репин снова отправился в Чугуев – теперь уже с двумя маленькими девочками, Верой и Надей. Была зима. Художник запрягал санки и разъезжал по окрестным деревням: посещал украинские свадьбы, постоялые дворы, ярмарки, заглядывал в трактиры. Собирал впечатления, всматривался, рисовал. Родной город восхищал его. Другу Василию Поленову он написал: «И как он колоритен, оригинален! Одно слово – Испания!»

Здесь, в Чугуеве у художника родился сын Юрий. В 1876 году за картину «Садко в подводном царстве» художнику было присвоено звание академика. А вскоре Репины переехали в Москву. Это было золотое время общих прогулок с коллегами Василием Поленовым, Виктором Васнецовым и Василием Суриковым. Друзья разговаривали, спорили, обсуждали творческие планы. Летом по приглашению мецената Савы Мамонтова друзья гостили в усадьбе Абрамцево. Здесь у Репина и родился замысел картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тогда же был нарисован первый эскиз. Между замыслом и его воплощением пролегло долгих 12 лет творческих сомнений.

В 1879 году Репин снова посетил отчий дом: заболела мать художника Татьяна Степановна. Это была их последняя встреча. Ее именем художник назовет свою младшую дочь. Тогда же Илья Ефимович написал портрет отца, погруженного в чтение книги.

Все лето 1880 года Репин путешествовал по Украине в сопровождении Валентина Серова, своего одаренного ученика. Они посетили места, где когда-то была Запорожская сечь.

Текст ответа казаков на требование султана сложить оружие художник знал с детства.  Вот он: «Ти – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товариш і самого люципера секретарь! Який ти в чорта лицарь? Чорт викидає, а твое війско пожирає. Не будешь ти годен синів хрестиянских під собою мати: твого війська ми не боїмось, землею и водою будем битися з тобою. Числа не знаем, бо календаря не маєм, місяць у небі, год у книзі, а день такий у нас, як і у вас, поцілуй за те ось куди нас! Кошевой атаман Иван Сірко зо всім кошом запорожським».

Размышляя над замыслом картины о запорожцах, Репин неустанно рисовал эскизы, лепил глиняные фигурки казаков. Маленькому Юре даже выбрили голову и оставили чуб, который спустя время превратился в «оселедец». Мальчику сшили желтый жупан с откидными рукавами, а крестный привез ему украинскую рубаху и шаровары.

Образ писаря Репин создавал с украинского историка Дмитрия Яворницкого, знатока украинской старины и обладателя ценных коллекций украинских артефактов.

Работая над картиной, художник забывал обо всем: «…недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться – веселый народ! Недаром про них Гоголь писал… Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства!»

Картина очень быстро стала популярной. Вскоре ее репродукции можно было увидеть даже в самых захолустных деревнях.

Усадьба «Пенаты»

Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903 год

А между тем над семьей Репиных сгущались тучи. Уже в 1880-х годах в семье Репиных начался раздор, а в 1887 году художник расстался с женой.

Мучительно, со всей пылкостью уходящей молодости Илья Репин влюбился в свою ученицу Елизавету Званцеву. «О, милая, прекрасная, жестокая, бессердечная Елизавета Николаевна, если бы Вы знали, как Вы меня бесите Вашим загадочным отношением ко мне!» – писал он. Но Лиза оставалась неприступной. Портрет этой молодой женщины висел в усадьбе художника до последних дней его жизни.

А тем временем все больше влиятельных людей хотели иметь портреты его кисти, приходили в его мастерскую, позировали. В один из таких сеансов Илья Репин познакомился с писательницей Натальей Нордман, ставшей впоследствии его женой. В конце 1900 года он поселился в ее имении в городе Куоккола, которое со временем станет известным как усадьба «Пенаты». По средам сюда приезжали поэты, прозаики, художники, композиторы – разговаривали, спорили, смеялись. Однажды Наталья опасно простудилась. В 1914 году она умерла.

После революции 1917 года поселок Куоккала оказался за рубежом: с 1917 до 1940 года он принадлежал Финляндии.

Последняя, так и не завершенная картина художника посвящена памяти Модеста Мусоргского, его любимого композитора. На ней изображен украинский гопак: люди в танце, движении, вихре музыки. Работа над «Гопаком» поддерживала Репина в последние годы. Он очень спешил, ему хотелось завершить работу. Судьба распорядилась иначе. Великий художник скончался 29 сентября 1930 года в своей усадьбе «Пенаты». Он похоронен в парке своей усадьбы.

Татьяна, его младшая дочь, вспоминала: «Как-то в последние дни в забытьи он вдруг протянул руку, сложил пальцы точно так, когда, бывало, брал кисть, и стал резко и определенно как бы накладывать мазки в воздухе». Даже умирая, он думал о живописи, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь.

Гаврилова, Ю. Знаменитые харьковчане: Илья Репин, художник, поцелованный солнцем [Электронный ресурс] / Юлия Гаврилова . – Режим доступа: https://mykharkov.info/news/znamenitye-harkovchane-ilya-repin-hudozhnik-potselovannyj-solntsem-71614.html?fbclid=IwAR2I7J1SyJPX4ZEYaX7GaLknE6R9slmws92JSvds_J2_YvAluMyu613rdxY.

На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека централізованої бібліотечної системи Шевченківського району м. Харкова

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 096-860-08-20.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 16.00
Вихідний день – вівторок та неділя, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ЦБС Шевченківського району м. Харкова
2011-2024