Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Забытый архитектор харьковских шедевров

Татьяна Буряковская

В творческом клубе «Гостиная на Дворянской» проходит выставка, посвященная забытому харьковскому архитектору Евгению Васильеву (1773 — 1833), которым были построены такие «жемчужины» Харькова, как колокольня Успенского собора, комплекс университетских зданий, целый ряд храмов, утраченное здание Дворянского собрания и множество других прекрасных строений.

Каменный фундамент Харькова

Рассказывая об архитектурных достопримечательностях Харькова, созданных Евгением Алексеевичем Васильевым, экскурсоводы, как правило, ограничиваются общими сведениями об их авторе. Дело в том, что многие из построенных им зданий за минувшие 200 лет были снесены или перестроены до неузнаваемости. Но, к счастью, в архивах сохранились чертежи, а также личные письма и другие документы, которые позволяют нам узнать о жизни и творчестве Евгения Васильева несоизмеримо больше, чем было известно до сих пор.

Инициаторами выставки — она называется «Выдающиеся земляки. Архитектор Евгений Васильев» — стали директор харьковского частного Музея городской усадьбы Андрей Парамонов и соучредитель «Гостиной на Дворянской» Людмила Рубаненко.

— Немногие знают о Васильеве, хотя это человек легендарный, — говорит Людмила Рубаненко. — Он отстроил каменный Харьков первой трети XIX века, причем — в классическом стиле столичного направления, поскольку он приехал из Петербурга. Например, колокольня Успенского собора построена архитектором Васильевым, но об этом, как и о других его зданиях, знают очень немногие. И наш долг, как харьковчан, восстановить эту память. При царизме личность Васильева опасались афишировать, поскольку он при жизни попал в немилость государя. А со сменой эпох, в годы борьбы с церковью, он опять оказался непопулярен, поскольку был автором многих культовых сооружений — например, Мироносицкой и Каплуновской церквей, которые снесли, а также Дмитриевской, что на Полтавском Шляхе. 

— До приезда в Харьков Васильев знал лучшую в мире теорию архитектуры и работал с одним из лучших в мире практиков Антонио Порто, — рассказывает Андрей Парамонов. — Он показал Харькову архитектуру совершенно другого уровня. До этого из подобных зданий здесь был только Губернаторский дворец, который строили долго, не было даже кирпича в достаточном количестве. А когда появился Васильев, уже было налажено производство кирпича, уже были практики, но не хватало архитектора, который внес бы свежую струю.

Факты и гипотезы

Узнав об идее организации выставки, посвященной Е. Васильеву, к участию в ней присоединились студенты и преподаватели кафедры архитектуры и реставрации Харьковского национального университета строительства и архитектуры, которые занимаются восстановлением облика утраченных зданий по чертежам. Старинные издания (в т.ч. фотоальбом А. Иваницкого, изданный к 100-летию Харьковского университета) предоставила для выставки Центральная научная библиотека ХНУ им. В.Н. Каразина. Харьковский Художественный музей экспонирует на выставке картины, на которых изображены здания Е. Васильева. А художник Виктор Ковтун специально для выставки написал несколько работ с изображением зданий, которых уже нет. Посетители могут также увидеть проекты, выполненные рукой самого Васильева. И, безусловно, интересны фотографии Вячеслава Горбоносова, который снял все сохранившиеся, хотя в большинстве своем и перестроенные, здания Е. Васильева.

Свои исследования творчества архитектора Васильева, версии некоторых событий в его жизни представил и авторский коллектив «Гостиной на Дворянской». Есть, например, предположение, что церковь в селе Черкасские Тишки Харьковского района была построена Евгением Васильевым — во всяком случае, известно, что он выезжал туда для осмотра участка и дал заключение, что он подходит для строительства храма.

По словам Андрея Парамонова, сохранившаяся в Великом Бурлуке усадьба Донец-Захаржевских — деревянный дом на каменном фундаменте — была построена, скорее всего, по проекту Е. Васильева.

Интересны детали биографии и родословного древа архитектора. Так, из писем вдовы Васильева выяснилась точная дата его смерти. И наверняка мало кто знает, что внучка талантливого зодчего была женой писателя Николая Чернышевского.

Одну из версий причин, по которым Евгений Васильев навлек на себя гнев царя, предлагает Людмила Рубаненко:

— Известно, что в здании университетской библиотеки, которое строил Васильев, образовалась трещина, из-за чего архитектор впал в немилость. Потом выяснилось, что здание построено на зыбких грунтах. Но интересно, что во время войны, именно библиотека устояла, когда многие здания вокруг были разрушены. Вторая версия причин гнева царя могла заключаться в том, что в лепнине библиотеки были использованы масонские символы (это обнаружили архитекторы и библиотекари при исследовании корпуса, который сейчас является книжным хранилищем). Поскольку масонство было запрещено, произошло такое резкое отрицание Васильева в конце его жизни и на протяжении следующих десятилетий. Так, в фотоальбоме Иваницкого нет ни одного упоминания о Васильеве, хотя на фотографиях изображены его здания. Получилось, что его вычеркнули из памяти на несколько поколений. И сейчас мы хотим восстановить это имя.

Новые открытия — совместными усилиями

Интересно, что информация о Евгении Васильеве продолжает прибывать, поскольку ее ищут одновременно много специалистов в разных областях. Организаторы выставки отмечают, что такое многогранное освещение личности Е. Васильева удалось осуществить именно благодаря участию в выставке множества специалистов разных направлений: историков, архитекторов, искусствоведов, художников, журналистов и т.д.

— Мне нравится идея подобных выставок, — говорит Андрей Парамонов. — Ведь материалов может быть много, и одному человеку просто не под силу все это переосмыслить. Я еще в начале 2000-х годов предлагал участникам Слобожанских чтений совместными усилиями исследовать историю существования какого-нибудь крупного населенного пункта, например райцентра. Чтобы кто-то занимался этнографией, кто-то — архитектурой, кто-то — разными историческими событиями и личностями. А через год каждый из нас представил бы свой доклад, издали бы книгу с наиболее полным описанием истории этого населенного пункта. Но тогда никто не захотел работать такой командой... 

Остается добавить, что выставка в «Гостиной на Дворянской» (ул. Юлия Чигирина, 5) продлится до 20 сентября 2019 года. В будние дни она открыта для посетителей с 17.00 до 19.00, а по субботам — с 11.00 до 17.00.

Буряковская, Т. Забытый архитектор харьковских шедевров [Электронный ресурс] / Татьяна Буряковская . – Режим доступа: http://timeua.info/post/kharkov/zabytyj-arhitektor-har-kovskih-shedevrov-16621.html

На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека ім. В. Г. Бєлінського

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 097-158-98-41.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 18.00
Вихідний день – вівторок, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ім. В. Г. Бєлінського
2011-2024