Воскресенские храмы Харьковщины в прошлом и настоящем
Дмитрий Губин
На территории Харьковской области храмов в честь Воскресения Христова не так много. Причем и в прошлом, и в настоящее время. Ни исторические труды, ни епархиальные справочники разных лет не дают ответ, почему. Мы же просто посмотрим, где и как их освящали и какова их судьба.
Трамвайная остановка на месте храма
Воскресенский храм в Харькове существовал с самого его основания. Первая деревянная церковь во имя Воскресения Христова имела свой приход в Захарьковской стороне еще с середины XVII века. Она находилась на месте возникшего впоследствии Престольного переулка, ныне Краснокутского. В 1911 г. газета «Южный край» писала: «На Престольном переулке, где раньше была церковь, на том месте, где раньше стоял святой престол, находится памятник, ограждающий это место. В настоящее время памятник этот имеет весьма печальный вид — кирпичи расползлись, и сам он несколько покосился. Необходимо теперь же приступить к приведению его в надлежащий вид и тем самым не вызывать справедливых нареканий по адресу лиц, долженствующих наблюдать за ним». Возле церкви находилось приходское кладбище, которое в 1772 году было закрыто «как находившееся уже среди жилых строений».
7 июня 1789 года уже на месте нынешней площади Ирины Бугримовой (б. Воскресенской) был заложен новый каменный храм, который возводился до 1797 года. В 1841 году к храму были пристроены два боковых алтаря и колокольня, и церковь стала трехпрестольной. Там находилась икона Покрова Божией Матери, установленная прихожанами в 1830 году в память об избавлении от холеры. Особенностью Воскресенской церкви был хрустальный иконостас.
В 1863 году Воскресенская церковь была переименована в Харьковский городской собор, но с 1865 года ей возвращено прежнее название. В 1866 году при храме открывается первое в Харьковской епархии начальное церковноприходское училище.
В 1897 году ее настоятель о. Иоанн Гораин издал брошюру, из которой можно было узнать историю церкви, познакомиться со всеми священниками, которые были там. Среди них можно увидеть четыре поколения семьи Малиновских, последний из которых — о. Иоанн-младший, запомнился прихожанам, по словам И. Гораина, тем, что «кроме российской грамоты: читать и писать, никаким наукам не обучался». Самым ярким периодом в приходской жизни было служение отца Иоанна Лукича Чижевского (1821—1904), которого архиепископ Филарет (Гумилевский) определил на служение в 1858 году.
К тому времени храм, находившийся на месте нынешнего цирка, переживал не лучшие времена. Стараниями отца Иоанна Чижевского, при усердном содействии церковных старост П. А. Гребенщикова и К. И. Велитченко Воскресенская церковь с колокольней приобрела пристойный вид. Закончена перестройка храма и украшена хрустальным иконостасом. В 1864 г. он открыл при храме первое в епархии церковно-приходское по-печительство и церковно-приходскую школу, где сам и преподавал.
Когда в январе 1877 г. о. Иоанн перешел настоятелем в харьковскую Димитриевскую церковь, прихожане Воскресенского храма поднесли ему благодарственный адрес. «Мы священным долгом своим считаем выразить пред Вами наши чувства сердечной искренней любви к Вам и живейшей благодарности. Восемнадцать с половиною лет Вашего среди нас пастырства составляют лучшую страницу», — писали они.
15 февраля 1934 года церковь была взорвана. Ныне на ее месте трамвайная остановка возле цирка и следы былого фонтана.
Не осталось следов
Если открыть «Справочную книжку для Харьковской епархии» 1904 года издания, то на территории нынешней Харьковской области было всего семь действующих Воскресенских храмов и один в процессе перестройки. О церкви в губернском городе уже говорилось выше. Где же располагались и благодаря кому остальные храмы?
Село Братеница (Авксентьевка тож) Богодуховского уезда. Воскресенский храм построен на средства помещицы Елизаветы Мосоловой в 1865 году.
На кладбище в Валках в 1854 году отставной артиллерийский полковник Макарий Костыря поставил деревянную Воскресенскую церковь без причта и прихода.
Нынешний райцентр Новая Водолага имел у себя с 1803 года Воскресенский храм, построенный на средства священников и прихожан.
Село Булацеловка когда-то входило в Змиевской уезд, а ныне — в Первомайский район. Там в 1819 году землевладелец Афанасий Африканович Павлов, внук генерал-майора Булацеля, пожелал увековечить своё имя возведением каменного Воскресенского храма.
Андреевка (б. Ново-Борисоглебск) из Змиевского уезда перешла в Балаклейский район. Храм был основан в 1790, а перестроен в 1850 году на средства ведомства военных поселений. А в селе Надеждовка (Индюковка тож, ныне Лозовской район) Воскресенский храм возвела в 1859 году майорша Александра Минченкова. От всех этих намоленных в 1904 году храмов не осталось и следа.
Воскресенские церкви сегодня
В 1904 году Воскресенский храм на кладбище в Коломаке, построенный в 1782 году, был разобран и перестраивался заново. Из всех Воскресенских храмов области только он действует и сегодня. С 1991 года вокруг него теплится общинная жизнь. По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Харьковского и Богодуховского, в 1995 году иерей Филозоф Николай Андреевич начал строительство нового храма на месте разрушенного в 1950 году Свято-Воскресенского храма и освященного 13 ноября 2004 года по благословению митрополита Никодима, епископом Онуфрием Изюмским. С того времени по сей день регулярно проводятся богослужения. Действуют также новые Воскресенские храмы в пос. Беляевка Первомайского р-на (с 2015 г) и в селе Лебяжьем Зачепиловского р-на.
Губин, Д. Воскресенские храмы Харьковщины в прошлом и настоящем [Электронный ресурс] / Дмитрий Губин . – Режим доступа: http://timeua.info/post/obshestvo/voskresenskie-hramy-har-kovshiny-v-proshlom-i-nastoyashem-15361.html .