Бурсацкий спуск
Александр ЛЕЙБФРЕЙД
кандидат архитектуры
Короткий отрезок, замыкающий на севере кольцо площадей, окружающих ядро исторического центра Харькова, — Бурсацкий спуск служит важным звеном пространственно-временной цепи, связывающей прошлое города с его настоящим и будущим. Предыстория спуска восходит ко времени рождения Харькова, период его становления — к открытию Свято-Покровского училищного монастыря с очагом культуры Слобожанщины — Коллегиумом. Ныне спуск —ответственный участок транспортной сети города.
Харьков возник в середине XVII века на месте древнего городища, стертого с лица земли татаро-мон¬гольским нашествием, превратившим некогда благодатный край в безлюд¬ное Дикое поле. Новое поселение создали казаки-переселенцы с пра¬вобережья Днепра, которые переби¬рались на северо-восток, спасаясь от притеснений польской шляхты. Мес¬то для поселения они выбрали с уче¬том потребности в защите от разбой¬ных набегов крымских и ногайских татар. Такому условию отвечала воз¬вышенность у слияния рек Харьков и Лопань, создавших с трех сторон ес¬тественный оборонительный рубеж: четвертую сторону прикрывал под¬ступавший с севера лесной массив.
В 1654-1655 гг. при содействии Чугуевского воеводы Григория Спеш-нева казаки соорудили на холме по своему обычаю острог, огражденный дубовым тыном, а в 1655-1658 годах перестроили его по правилам фор¬тификации того времени под руко¬водством присланного из Москвы Воина Селифонтова «со служивыми людьми» в дерево-земляную кре¬пость, окруженную стенами с башня¬ми. Эта крепость и получила статус полкового города Харькова. Понача¬лу крепость имела в плане прямоу¬гольную форму и располагалась вдоль реки Лопань между нынешни¬ми площадью Розы Люксембург и спуском Халтурина. Внутри она была тесно застроена зданиями сельско¬го типа, среди которых возвышалась деревянная Успенская церковь, заме¬ненная в конце XVII века первой ка¬менной. За пределами крепости вы¬растали слободы и хутора, которые обзаводились своими приходскими церквями. Так, при полковнике Гри¬гории Ерофеевиче Донце возникла вблизи от северной границы крепос¬ти каменная — Покровская церковь, которую освятили в 1689 году. Пер¬вые десятилетия эта церковь обслу¬живала небогатый приход, в котором проживали менее чем в ста дворах казаки. Она была частично недостроена и бедно убрана внутри. Однако этому произведению безвестных мас¬теров, воплотивших в камне тради¬ционные формы народного деревян¬ного зодчества Левобережной Укра¬ины, суждена была долгая и весьма значительная дальнейшая жизнь. Со¬хранившийся на протяжении веков в близком к изначальному виде храм является ныне старейшим памятни¬ком архитектуры Харькова. В начале XVIII века по предписа¬нию Петра I крепость перестроили, значительно расширив ее в северном направлении. Покровская церковь оказалась при этом на ее террито¬рии. Обрамили крепость земляные валы ломаного очертания, окружен¬ные рвами с водой и увенчанные ду¬бовыми стенами с башнями. Север¬ная стена прошла несколько наискось вдоль ложбины, круто спускавшейся вниз к реке Лопань. У бастиона на северо-восточном углу разместился пороховой погреб, а в северо-запад¬ном углу находилась криница — ис¬точник грунтовой воды.
Использовать оборонную мощь крепости, однако, не понадобилось, так как успешно проведенные воен¬ные действия отодвинули границы далеко на юг. Благодаря выгодному географическому положению Харьков приобретал все более возроставшее торгово-ремесленное, а также адми¬нистративное значение, и в 1765 году сменили его полковую принадлеж¬ность на роль центра Слободско - Украинской губернии. Утратившие зна¬чение крепостные сооружения пос¬тепенно ветшали и разрушались: валы срывали, рвы засыпали, а на их месте образовывались улицы и пло¬щади.
Земельный участок, окружавший Покровскую церковь, в начале XVIII века принадлежал изюмскому и харь¬ковскому полковнику Федору Влади¬мировичу Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных строений служебного назначения, а с южной и западной сторон был сад. Невдалеке от церк¬ви было начато строительство боль¬шого двухэтажного каменного дома с подвалом. В 1708г. обязанности харьковского полковника возложили на племянника Федора Шидловско¬го —Лаврентия Ивановича, который этот дом достроил и богато обста¬вил. В 1710 г. Федора Шидловского обвинили в злоупотреблениях во вре¬мя войны с Польшей, арестовали и конфисковали все принадлежавшие ему владения, в том числе и участок у Покровской церкви, которые отда¬ли перешедшему на службу к Петру I молдавскому князю Дмитрию Канте¬миру и его приближенным. Лаврен¬тия Шидловского перевели изюмским полковником на место Федора, а харьковский дом оставили за ним. Впоследствии Ф. Шидловского амнис¬тировали, но владений ему так и не вернули.
1726 год ознаменовался чрезвы¬чайно важным событием в культур¬ной жизни Слобожанщины — откры¬тием Харьковского мужского училищного монастыря с Коллегиумом, став¬шим первым высшим учебным заве¬дением края. Задуман был Коллеги¬ум его основателями — епископом Белгородским Епифанием Тихорским и генерал-губернатором князем М.М.Голицыным как учреждение, призванное обучать детей разных сословий по широкой программе ду¬ховных и светских наук, готовя их к разнообразной деятельности. К пре¬подаванию привлекли высококвали¬фицированных отечественных и за¬рубежных педагогов, в том числе зна¬менитого украинского философа Гри¬гория Саввича Сковороду. Покровс¬кая церковь стала монастырским и коллегиумским храмом, для чего ис¬пользовали ее нижний и верхний яру¬сы. Здание капитально отремонтиро¬вали и украсили внутри. Созданию Коллегиума оказали поддержку мно¬гие благотворители. Князь Д.К.Кантемир подарил монастырю земельный участок с находившими¬ся на нем строениями и садом, а так¬же принадлежавшие ему хутора Пес¬ки и Клочковку, которые в дальней¬шем монастырь обменял на более близкие участки. У Лаврентия Шидловского откупили дом, который при¬способили под Главный корпус Кол¬легиума.
В числе подношений монастырю оказался расположенный на север¬ной стороне ложбины дворовый учас¬ток с двумя избами, подаренный в 1729 году вдовой сотника Харьков¬ского казачьего полка Данилы Чер¬няка Агафьей, урожденной Григорь¬евой. На этом участке, расширенном путем покупки нескольких смежных дворов, разместили организованный при Коллегиуме так называемый «Сиропитательный дом» — общежитие и начальную школу для детей-сирот, преимущественно духовного звания. Дом этот получил прозвище бурсы (от латинского — сумка, кошель для под¬аяний), откуда и пошло наименова¬ние спуска, однако закрепилось оно не сразу. Место, безымянное внача¬ле, в середине XIX века называли Семинарской горой, площадью или улицей, затем Бурсацкой площадью, переулком или спуском, а после 1917 года переименовали в «Спуск 12 но¬ября». Сейчас забыто, в ознамено¬вание чего было установлено это название: то ли в память о восста¬нии на крейсере «Очаков» в 1905 году, тo ли стачки рабочих Харьковского паровозного завода в 1912 году, но продержалось оно долго и возвратились к наименованию Бур¬сацкий спуск только в послевоенные годы.
Коллегиум подготовил многих вы¬дающихся церковных и светских де¬ятелей: архиереев, губернаторов, военачальников, врачей, учителей, инженеров, архитекторов, художни¬ков и др. Наиболее успевавших вос¬питанников направляли по окончании обучения на стажировку в Москву и за границу. Как писал в конце XIX века историк Коллегиума Н.Стрелецкий, харьковский Коллеги¬ум был «...образцовым училищем юга России, первым после Киевской ака¬демии и во многом превзошел ста¬рейшую его семинарию Черниговс¬кую». Называли харьковский Колле¬гиум в память о его основателе «Ти¬хорецкой Академией».
Несмотря на исключительное зна¬чение Коллегиума, его деятельность осложнялась постоянной недостаточ¬ностью материального обеспечения. Классы и жилые помещения учите¬лей и семинаристов размещались в ветхих избах с соломенными крыша¬ми. Положение усугубляли теснота, нехватка топлива, скудное питание. Особо тяжелым было состояние бур¬сы, в которой первые десятилетия дети жили в старых избах. В 1773 году для них построили одноэтажный ка¬менный дом, не побеленный ни сна¬ружи, ни внутри, где бурсаки разме¬щались по 60-80 человек в комнате. Старшеклассники спали на лавках у стен, а младшие — на полу. Отапли¬вали жилые комнаты редко, а в клас¬сах печи отсутствовали вовсе. В1808 году над этим зданием возвели вто¬рой этаж, на части которого размес¬тили домовую церковь, чтобы изба¬вить детей от мучительных каждод¬невных переходов через неблагоус¬троенную ложбину на моление в коллегиумскую церковь.
Во второй половине XVIII века среди учащихся коллегиума нарас¬тало стремление к получению зна¬ний для последующей светской дея¬тельности. Идя навстречу этому, в 1768 г. при коллегиуме открыли так называемые «Прибавочные классы», где семинаристы, в дополнение к обязательной общей программе обу¬чения, занимались различными гу¬манитарными и прикладными пред¬метами. Размещались Прибавочные классы отдельно от монастыря — там, где теперь расположена биб¬лиотека им. Короленко. Расширение практической подготовки учащихся коллегиума поддерживалось прави¬тельственными инстанциями, но встречало противодействие со сто¬роны духовенства. Осложнило пол¬ожение, принятое в 1777 г. постанов¬ление правительства об отчуждении церковного имущества в ведение го¬сударства. Оно лишало коллегиум поступлений средств на содержание от закрепленных за Архиерейским домом имений.
В 1800 году Харьковское Духов¬ное Правление, находившееся до того в подчинении Белгородской епархии, преобразовали в самосто¬ятельную Слободско-украинскую епархию. Оказавшись в ее ведении, коллегиум получил статус семина¬рии, т.е. среднего духовного учеб¬ного заведения, хотя его наимено¬вание «Коллегиум» по традиции со¬хранялось еще до 1817 года. Место же светского высшего учебного за¬ведения занял открытый в 1805 году Харьковский университет.
Во второй половине XVIII — на¬чале XIX вв. развернулись работы по реконструкции стихийно складывав¬шейся до того планировки Харькова и приданию его застройке городско¬го облика. При этом подверглись корректировке границы участка Пок¬ровского монастыря, получившего, после сноса находившихся у его пе¬риметра малоценных строений, близкую к прямоугольной форму. Однако благоустройство ложбины, разделявшей участки монастыря и бурсы, еще долго отставало. По лож¬бине беспорядочно стекали с на¬горья потоки ливневых и талых вод, создававшие рытвины, заполненные липкой грязью, а у подножья весной образовывалось топкое болото. Мес¬тные жители безуспешно боролись с препятствиями, засыпая промои¬ны мусором и навозом. В 1830-х го¬дах на западном берегу Лопани воз¬ник Благовещенский базар, привле¬кавший жителей нагорного района, но добираться туда было весьма неудобно.
Впервые спланировали и замос¬тили ложбину в середине 1860-х го¬дов и тогда же построили деревян¬ный мост через реку. В 1887-1891 гг. были произведены мелиоратив¬ные работы по выпрямлению русла Лопани и осушению ее берегов, а в 1893 году на спуске насадили сквер, просуществовавший недолго. Ста¬рый мост в 1909-1910 гг. заменили железобетонным, который служил до войны 1941 -1945 гг., когда был взор- ван, а затем восстановлен.
Разрушительные воздействия мощных потоков воды продолжали, однако, еще неоднократно нарушать благоустройство спуска и вызывать перерывы движения транспорта по Клочковской улице. В связи с этим в 1956-1957 гг. под спуском проло¬жили металлические ливнесточные трубы большого диаметра, а в 1984 г., одновременно со строительством подземного перехода к станции мет¬рополитена «Исторический музей», заасфальтировали проезжие части и тротуары и насадили вдоль сквера деревья, окаймившие среднюю пешеходую аллею.
Транспортное значение Бурсацко¬го спуска, являющегося ответствен¬ным звеном связи между восточной, центральной и западной частями го¬рода, чрезвычайно важно. Не случай¬но в одном из вариантов генераль¬ного плана Харькова 1960-х годов прорабатывалось предложение про¬ложить между подножием спуска и Харьковской набережной трехъярус¬ный туннель для пропуска под зем¬лей автомобилей и трамвая. Слож¬ность и высокая стоимость не поз¬волили реализовать этот замысел, но его осуществление в будущем не исключено.
XIX век внес ряд перемен в за¬стройку по сторонам спуска. В 1840-х годах семинарию перевели с Ар¬хиерейского подворья на новый участок, отведенный для нее на Хо¬лодной Горе, а в старом доме коллегиума разместили консисторию. В 1890 году его за ветхостью снесли и на его месте выстроили в 1903 году дом монашеских келий с трапезной и квартирой для высокопоставлен¬ных гостей монастыря. В этом зда¬нии помещается теперь районный военкомат.
Вдоль южной стороны спуска между Университетской и Клочковс¬кой улицами разместились здания, принадлежавшие Архиерейскому до¬моуправлению, которые в основном сохранили свой вид до нынешних дней. Трехэтажный дом N 3 был пос¬троен в 1883-85 гг. для певчих мо¬настыря. На первом этаже в нем по¬мещалась столовая, на втором — репетиционный зал и квартира ре¬гента хора, на третьем — спальни певчих. В начале века в здании раз¬мещалась центральная городская те¬лефонная станция, а теперь в нем находятся кафедры института куль¬туры. Одноэтажный дом N 5 служил «странноприимным» для паломни¬ков, а в двух одноэтажных флигелях N 7 проживали служащие монасты¬ря. Трехэтажный дом N 7 на углу Клочковской улицы был построен в 1857 году на месте прежнего дере¬вянного. В 1888 году дом подвергся капитальной реконструкции по про¬екту епархиального архитектора В.Х.Немкина. Коридорную планиров¬ку сменили на шесть изолированных квартир и обогатили фасад. Между Клочковской и набережной находил¬ся каменный дом купцов Соколовых, на первом этаже которого помещались мелкие мастерские. Этот дом в 1980-х годах снесли и разбили на его месте сквер.
В застройке северной стороны спуска среди двухэтажных купечес¬ких жилых домов доминируют кор¬пуса бывшего Духовного училища. В 1817-1825 гг. для него построили вдоль склона большой каменный корпус, имевший первоначально весьма аскетичный «казарменный» вид. В 1826 году в него перевели из старого корпуса бурсы домовую цер¬ковь, а в 1881-85 гг. весь комплекс был капитально перестроен по про¬ектам архитекторов А.К.Толкунова и Б.С.Покровского, получив сохранив¬шийся до настоящего времени вид в так называемом русско-византий¬ском стиле. Над главным корпусом надстроили в виде мезонина третий этаж; со двора пристроили трехэтаж¬ное крыло, протянувшееся почти до Классического переулка; на месте старого корпуса возвели новый и т.д.
Обучение в Духовном училище подразделялось на два разряда: ни¬зший — в «Приходском училище» и повышенный — в «Уездном учили¬ще». После 1917 года в корпусах не¬однократно менялись хозяева. В них помещались: факультет политичес¬кого просвещения института Народного образования, преобразованный в институт политического просвеще¬ния, затем во Всеукраинский инсти¬тут коммунистического просвеще¬ния; с 1936 года — библиотечный институт; в 1943-1949 гг. — консер¬ватория; библиотечный факультет педагогического института, снова библиотечный институт с факульте¬тами библиотечным и культпросветительным, а с 1964 года — Инсти¬тут культуры.
Перспективу Бурсацкого спуска в восточном направлении в XIX — на¬чале XX столетия замыкала высокая деревянная каланча пожарной час¬ти. Ее разобрали за ветхостью в 1916 году, а пожарную часть снесли в 1983 году при сооружении второй линии метрополитена.
От спуска открылась широкая па¬норама площади Советской Украи¬ны и родился замысел закрепить место стыка высоким зданием на углу Рымарской улицы, но реализо¬вать его пока не удалось. Как сло¬жится дальнейшая судьба застрой¬ки заповедного кусочка старого Харькова — Бурсацкого спуска, предсказать сейчас трудно, но хо¬телось бы, чтобы для потомков со¬хранились имеющиеся на нем фраг¬менты прошлого, напоминающие о весьма непростой истории города.
Лейбфрейд, А. Бурсацкий спуск [Текст] / А.Лейбфрейд. - Панорама . – 1995 . - № 1, 4 . - январь