Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Харьковские гастроли Сары Бернар

Ольга Тараб

В холодные дни ноября 1892 года Харьков посетила самая экстравагантная звезда французского театра Сара-Розина Бернар.  В воздухе веяло зимой, люди поеживались от первого мороза, а в прессе тем временем кипели страсти, подогреваемые рекламной шумихой.  Харьков с нетерпением ожидал приезда очередной зарубежной знаменитости.
 
Звезда по имени Сара 

Генриетт Розин Бернар — такое имя получила при рождении самая известная актриса Сара Бернар. Она родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать будущей звезды, Юдифь, была куртизанкой, которую мало занимала судьба дочери в детстве, поэтому Сара воспитывалась в монастыре. Затем Сару Бернар определили в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства. Одним из учителей Сары Бернар был Александр Дюма-отец, который и положил первый камень в фундамент великолепия будущей актрисы.

Сара Бернар окончила консерваторию в 1862 м. Этот год также стал ее дебютом на сцене главного театра Франции — «Комеди Франсез». Зная о Саре Бернар так много, сейчас трудно поверить, что директор театра сомневался насчет принятия актрисы в труппу. «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!» — заявил он.

Позже Сара подписала контракт с театром «Одеон», вторым по значимости театром Франции. Здесь она воплотила немало классических образов. В ее репертуаре были Заира, Дездемона, Андромаха и Федра. Ролью, которая обратила на актрису внимание общественности, стала Корделия в «Короле Лире».

А со временем в актерской карьере Сары Бернар появились и пьесы ее современников. Дюма-отец был невероятно горд ученицей, когда увидел ее в роли Aнны Дамби в его пьесе «Кин, гений и беспутство». А Виктора Гюго юная актриса и вовсе сразила наповал. После одного из спектаклей он подошел к Бернар. «Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, — сказал писатель. — Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами».

Слава Сары Бернар очень быстро распространилась по миру. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену…». Таким образом, Сара Бернар стала первой настоящей мировой звездой. Существует легенда о том, что при встрече с императором Александром III, когда актриса собиралась поклониться ему, государь ответил: «Нет, это я должен перед Вами кланяться».

Она была одной из первых театральных див, которые отважились попробовать свои силы и на экране. Сара Бернар снялась в нескольких немых фильмах. Ей даже выпало огромное счастье воплотить Маргариту Готье не только на сцене, но и в экранизации романа «Дама с камелиями». Жюль Ренар так вспоминал о примадонне: «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра — будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением… Она глотает жизнь».

Визит в Первую столицу 

Итак, на дворе стоял 1892 год, великая Бернар ехала в Харьков. Корреспонденты говорили об ее очаровании и неувядаемой красоте, называли королевой, подчеркивали изящность ее прически на златокудрой головке. Они отмечали, что ей нельзя было дать больше 25—30 лет. Тот факт, что Сара Бернар, будучи не только известной актрисой со скандальной славой, но во многом и законодательницей моды, надевала шикарные платья и дорогие украшения на спектакли, подстегивал интерес и тех, кто театром, в сущности, не интересовался. По свидетельствам газет, такие люди были готовы пойти на спектакль только ради того, чтобы посмотреть на платья, стоящие тысячи рублей, и бриллианты за миллионы.

Конечно, закономерен вопрос: а сколько же стоило театралам того времени удовольствие видеть Сару Бернар. Нужно отметить, что цены на билеты были относительно высокими. Цена на места колебалась от 60—25 рублей (в ложи бенуара) до 1 рубля 10 копеек– 95 копеек (в галерею). Скидки были только студентам — в галерее они могли разместиться за цену от 80 до 65 копеек, а войти в нее за 55 копеек.

Открылись гастроли вечером 2 декабря «Дамой с камелиями» Дюма-сына, точнее, «Как поживешь, так прослывешь» — таким в то время был русский перевод пьесы. Как отмечали газеты, это произведение обязано своей популярностью и славой именно Саре Бернар, исполнявшей главную роль — Маргариты Готье. Пьеса до этого была не раз играна местными и гастролирующими актерами, и стоит заметить, что харьковчанам более всего запомнилась знаменитая итальянская актриса Элеонора Дузе, побывавшая в Харькове в 1891 году.

Часть рецензентов считала, что исполнение Сарой Бернар роли Маргариты выше всяких похвал. Широкий и восторженный отклик в газетах получили спецэффекты, применявшиеся в этом спектакле. К примеру — использование голубого света для подсветки слез на лице Маргариты Готье — эффект, названный одним из рецензентов «гениальным изобретением искусства конца века». Другой эффект, отмеченный рецензентами, — в сцене, когда умершая главная героиня, падая на пол, будто бы подхватывается рукой Армана.

Впрочем, не все отзывы были столь положительны. Обсуждение вызвала и представленная французами в первой половине 3 декабря пьеса Расина «Федра», в которой Бернар играла главную роль. Вероятно, из-за нечастого исполнения эта трагедия шла в неудобное время — утром, и в Харькове, скорее всего, она была представлена впервые. Часть пишущей братии была довольна проникновением на сцену французской классики, как правило, не вводившейся в репертуар отечественных гастролерш. Некоторые журналисты отмечали слишком большую специфичность подобных пьес для нашей сцены по причине декламационности, условности, приподнятости чувств и положений. Сравнивать игру Бернар с кем-либо другим в данном случае не приходилось, и журналисты восхищались мелодичностью декламации театральной дивы и отмечали напыщенность фраз Расина, придававших пьесе, как они писали, «исторический характер».

Вечером 3 декабря Сара Бернар играла в бульварной драме опереточных либреттистов Мальяка и Галеви «Фру-Фру», созданной, как писали газеты, специально для нее. В этой же роли во время гастролей в Харькове в 1891 году выступала и Дузе. Впрочем, в этой пьесе до приезда Сары Бернар главную роль играло огромное число знаменитостей большего или меньшего масштаба. Исполнение именно этой роли Сарой Бернар корреспондент одного из харьковских изданий называл верхом совершенства.

Определенные надежды критики возлагали на шедшую утром 4 декабря пьесу Жоржа Оне «Горнозаводчик», в которой ранее в Харькове играли только провинциальные актрисы. И вот Сара Бернар в своей последней гастроли в Харькове исполняла главную роль — Клер де Булье. Однако эти надежды вряд ли оправдали себя, рецензенты отмечали скомканность спектакля — Сара Бернар спешила на киевский поезд, вечером того же дня предполагалось выступление в Киеве. На поезд Сару Бернар провожала столь большая толпа харьковчан, что французов с большим трудом удалось посадить в предоставленные им вагоны.

Появлявшиеся по мере просмотра постановок рецензии носили, как правило, восторженный характер, однако дело обстояло далеко не так гладко. Некоторые харьковские рецензенты называли ее одним из замечательнейших явлений того времени. Газеты отмечали, что ее гастроли в Харькове сопровождались таким гамом и шумом, какого до этого никогда не было и, наверное, уже не будет, но спор о художественных достоинствах игры Сары Бернар в Харькове весьма активно продолжался. Многие высказывания имели диаметрально противоположный характер. Известно, что Станиславский считал ее игру верхом технического совершенства, Чехов — хорошо и талантливо заученным уроком.

Критика критикой, но слава Бернар в империи не меркла и далее. Так художник М. В. Нестеров 23 декабря 1908 го, накануне того как Сара Бернар совершила свои последние, третьи гастроли в Россию, писал в одном из частных писем: «Сюда едет старушонка Сара Бернар — все попытки достать на нее билет (даже за бешеные деньги) не увенчались успехом (я то ее видал, а дамы мои — жена и дочери — нет, да, думать нужно, и не увидят)».

Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года в возрасте 78 лет в Париже. Когда новость о смерти Сары достигла театра, носившего ее имя, во время первого акта «Орленка» занавес опустился, публика без шума покинула зал, а актеры, по-прежнему в костюмах и гриме, отправились к ее дому, чтобы попрощаться с великой Сарой Бернар. Это был единственный раз для «Божественной Сары», когда шоу не смогло продолжаться.

Тараб, О. Харьковские гастроли Сары Бернар [Электронный ресурс] / Ольга Тараб . – Режим доступа: http://izvestia.kharkov.ua/on-line/18/1276744.html .

На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека ім. В. Г. Бєлінського

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 097-158-98-41.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 18.00
Вихідний день – вівторок, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ім. В. Г. Бєлінського
2011-2024