ДРУЗЬЯ НАЗЫВАЛИ ЕГО ЗОРИК
Александр Анничев
Несколько дней назад, 11 сентября, ушел из жизни Зиновий Сагалов, известный украинский писатель, поэт, драматург и сценарист, автор слов к популярной песне «Старый город», героем которой стал любимый нами Харьков.
Зиновий Вульфович (Владимирович) Сагалов, выпускник отделения журналистики Харьковского государственного университета, который он окончил в 1952 году, до эмиграции всю свою жизнь, за исключением нескольких лет эвакуации, провел в родном городе. Сотрудничал с несколькими газетами, работал в разных издательствах, заведовал литературной частью Харьковского театра юного зрителя. Зиновий Владимирович — автор нескольких десятков пьес, напечатанных во всесоюзных журналах «Театр», «Современная драматургия», «Нева», его избранные произведения выходили отдельными изданиями…
В 1964 году главным режиссером харьковского ТЮЗа становится Леонид Хаит, и с этого момента начинается революционное формирование репертуарной политики. Леонид Абрамович привлекает к сотрудничеству выдающегося украинского композитора Марка Карминского, ставшего еще при жизни классиком. В должность заведующего литературно-драматургической частью вступает молодой харьковский драматург Зиновий Сагалов. В 1968-м они втроем работают над созданием эпистолярной трагедии «Последние письма». Основой спектакля стали письма погибших фронтовиков, а также пленников фашистских тюрем и концлагерей.
— Сквозь скупые бесхитростные строки мы видели лица тех, кто пал жертвой обеих тоталитарных систем — гитлеровской и сталинской. В те годы мы еще не могли открыто говорить о репрессиях в своей стране. Но ведь существует, думали мы, ассоциативное восприятие, и те, кто придет в зрительный зал, поймут, должны понять наш эзопов язык, — писал в своих мемуарах Зиновий Владимирович.
Видимо, те кому «положено» правильно поняли «Последние письма» — после просмотра спектакля партократами он был снят с репертуара, а Леонид Хаит и Зиновий Сагалов вынуждены были уйти из театра.
К практической драматургической деятельности Сагалов вернулся в 1976 году. Не случайно автор этих строк употребил слово «практической» — в тот период Зиновий Владимирович стал соавтором постановочного процесса своих же пьес, рождавшихся на сцене Харьковского ТЮЗа в режиссерской версии Александра Беляцкого. Это была трилогия о замечательных людях, важный жизненный период которых был связан с Харьковом. Пьеса «Письма к другу» была написана А. Лихановым и И. Шуром, но в процессе работы она обрела совершенно иную фабульную окраску благодаря участию в репетициях З. Сагалова. В продолжение полюбившегося зрителями спектакля худсовет театра принял решение, что наряду с Николаем Островским необходимо рассказать об Антоне Макаренко, строительстве завода ФЭД и фронтовом корреспонденте Сергее Борзенко.
Сейчас трудно в это поверить, но в конце 1970-х на спектакли «Письма к другу», «Начало фанфарного марша» и «Бой идет во тьме, чтобы закончиться светом» трудно было достать билеты! Тексты песен, звучавших в трилогии, тоже были написаны Зиновием Сагаловым.
Сотрудничество режиссера Александра Беляцкого и драматурга Зиновия Сагалова продолжалось вплоть до 1990-х. Многие спектакли творческого дуумвирата обрели сценическую жизнь на сцене Харьковского академического украинского драматического театра им. Т. Г. Шевченко. Начало положила эпическая драма «Шлях» о жизненном пути Тараса Шевченко (позже по этой пьесе автор создал либретто для одноименной оперы, музыку к которой написал украинский композитор Л. Колодуб). В каждом новом сезоне поочередно выходят премьеры: документальная трагедия «705 дней до Нюрнберга», мафиозная хроника «Крестный отец» по роману М. Пьюзо, драмы «Набережная Круазетт», «Клип», «Седьмая свеча».
В конце своей театральной карьеры ныне покойный российский артист театра и кино Сергей Юрский заинтересовался пьесой «Седьмая свеча».
— Когда в моих руках оказалась пьеса незнакомого тогда автора, после прочтения десятка страниц я сразу набрал номер телефона, обозначенный на последнем листе рукописи, и сказал: «Это надо ставить!» — вспоминал Сергей Юрьевич. — Такого со мной не случалось никогда. Это была пьеса «Полеты с ангелом, или Седьмая свеча» — Шагал! Нет, не громкое имя героя меня завлекло, и даже не смелость автора, пишущего свободным стихом. Я доверился течению собственных персонажей, поверил, что они действительно живут в «волшебной коробочке» театра. Уже живут! Независимо от того, поставлю я этот спектакль или не поставлю, даст мне Судьба сыграть Шагала и его прозрение в последнюю минуту жизни или звезды не сойдутся. Событие случилось — я узнал драматурга! В пьесе Зиновия Сагалова я увидел взлет личности, вырастающей во всемирность. Мне захотелось увидеть автора, поговорить с ним, послушать его. И я отправился в Германию, в Баварию, в сильно древний город Аугсбург. Напиток нашего общения был по большей части родной — водка. Говорилось с Зиновием Владимировичем легко. Он маленько старше меня, но, в общем-то, мы люди одного поколения и многое способны понимать с полуслова. Там, в Аугсбурге, в скромной квартире приличного «социального жилья», вдали от родины, продолжает трудиться замечательный драматург Зиновий Сагалов. Ему повезло — он всё захватил с собой. А это «всё» — любовь к театру, талант театрального автора, ну, ещё, добавим, — перо, бумагу и компьютер…
В 2001 году Зиновий Владимирович становится гражданином Германии. Там из-под его пера выходит роман «Дело «Джойнт», или Шуба для палача» и четыре новые пьесы — «Любовные игры Сары и Элеоноры», «Блонди и Адольф», «Далекая палуба, или Яд для Петра Ильича», «Не верьте г-ну Кафке!». В 2004 году в Аугсбурге состоялось открытие авторского театра Зиновия Сагалова «Lesedrama», в котором с успехом шли его пьесы.
Говорит известный украинский, российский и израильский режиссер Александр Михайлов:
— В Израиле я, впервые в жизни, поставил пьесу Зорика (так его называли все друзья) — моноспектакль «Не верьте г-ну Кафке!» с замечательной Анеттой Табачниковой. Отправил Зорику видео, и он, посмотрев, тут же ответил: «Саша, я понял, что написал гениальную пьесу! Как играет актриса! Это должны увидеть не только в Израиле! Когда привезешь спектакль в Харьков?!.» и еще что-то очень восторженное… И в этом была такая молодая, даже юношеская наивность, удивительная способность сильно чувствовать, которая вызывала белую зависть… Спасибо тебе, дорогой Зорик! Ты так вовремя появлялся в моей жизни, ты умел жить счастливо, наполненно, заразительно, радуясь успехам других и, конечно, радуя нас своей работой. Жаль, что мы мало разговаривали в последний год, голос тебя подводил. Твой трехтомник обязательно достану и постараюсь передать русской библиотеке в Иерусалиме…
19 сентября, в первый день Нового года по еврейскому календарю, Зиновию Сагалову исполнилось бы 90 лет. Он буквально несколько дней не дожил до юбилея. Считается, что в Рош ха-Шана Бог решает, кому жить дальше, а кому умереть. Зорик узнал об этом решении чуть-чуть раньше. Светлая память на долгие годы, дорогой Зорик!
Анничев, А. Друзья называли его Зорик [Электронный ресурс] / Александр Анничев . – Режим доступа: https://timeua.info/persona/druzya-nazyvali-ego-zorik/ .