Центральна міська бібліотека
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||
|
||||||
|
Современный библиотекарь - человек творческий19 Сетября 2015 - 19:27 (по материалам социологических исследований.)
Многие библиотеки города получили ярлык «Современная библиотека» Еще 10 лет назад по городу насчитывалось -19 компьютеров из них 16 в ЦБ и 3 в ЦДБ В ЦБС Дзержинского района -2 ЦБС Фрунзенского и Червонозаводского районов не имели компьютеров вообще. О принтерах , тем более сканерах, МФУ и веб-камерах речи не шло. На 1.01.2013 года в библиотеках города -189 компьютеров, из них 171 в ЦБС и 18 в ГСМТБ (из них с доступом к Интернет -147), принтеров и ксероксов -92 (72 и 20), сканеров-17, МФУ -23, веб- камер – 60. Но без библиотекаря библиотека – это только хранилище книг и куча «железа», как выражается наша продвинутая молодежь. Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технизация библиотечной профессии. И от библиотекаря требуется сейчас даже не столько освоенные ими современные технологии и объемы знаний, это аксиома и этот период уже миновал и ни кого этим не удивишь, сколько привлечение дополни тельных личностных сил – творческого потенциала. Библиотекарь сегодня должен обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора. Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от библиотекаря более высокой культуры, в том числе речевой, этической культуры, знания этикета, слежения за своим имиджем. Таким образом, для библиотечной деятельности сегодня характерны технизация, технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, возросший культурный уровень специалиста. Возникает вопрос готовы ли мы, библиотекари, освободиться от профессиональных стереотипов и посмотреть на собственную профессию новым взглядом, готовы ли проявлять инициативу, новаторство, креатив. В ЦБС Дзержинского района из 47 библиотечных сотрудников почти 47% в возрасте от 55 лет; около 28% - от 46 до 55; 21% - в возрасте от 31 до 45 лет и только 4% в возрасте до 30 лет. Стаж работы до 10 лет – 6%,; до 20 лет – 17%, до 30лет – 19% и более 30 лет – 58%. Образование: высшее специальное -77%; высшее -17% и среднее специальное – 6% В других районах города, думаю, ситуация приблизительно такая же. Даже в ХГНБК ХОУНБ молодежь, т.е. сотрудники в возрасте примерно до 30 лет составляют 13-27%, когда в целом по Украине от 32-до 55%. Но тут, главное, все-таки не возраст, а состояние души. Опыт показывает, что возраст не становится преградой при освоении новых информационных технологий или выдвижении интересных и креативных идей. По результатам анкетирования проводившегося среди сотрудников краевых, муниципальных и вузовских библиотек Пермского края подавляющее большинство – 98% как руководителей, так и библиотекарей считают нашу профессию творческой. Значительная часть респондентов отметила творчество в качестве стимула, удерживающего сотрудника в профессии. Способствующего его закреплению в коллективе. Треть участников опроса , кстати отметила, что осознание творческого начала в библиотечной работе приходит только в процессе профессиональной деятельности и достижении определенного стажа. Среди профессионально ориентированных способностей, которые могут быть присущи библиотекарю как специалисту – способность генерировать идеи, нестандартно видеть и мыслить, создавать новое и оригинальное, организаторские качества, склонности к вариативности, сотрудничеству, самоорганизации, анализу и др. Как полагает большинство респондентов профессионально ориентированными способностями к творчеству в той или иной мере должен обладать каждый библиотекарь. Приоритетными названы следующие способности: Причем позиции руководителей и библиотекарей в части определения приоритетов практически совпадают. Способности к генерированию идей, нестандартному мышлению, вариативности и созданию оригинального также не остались без внимания: данный выбор характерен для каждого третьего-четвертого руководителя или библиотекаря. Около половины библиотекарей и более трети руководителей признают необходимость реализации творческого начала во всех отделах библиотеки. Но в основном руководители отдают приоритет методическому отделу и читальному залу. Кстати, библиотекари называют подразделения в обратном порядке: сначала читальный зал, потом методический отдел. Вопросы анкет, адресованные как руководителям так и сотрудникам позволили изучит степень реализации творческого начала в профессиональной деятельности. И тут оценки коллектива библиотеки с точки зрения руководителей и самих библиотекарей – достаточно близки: творческие и ли в основном творческие. Однако, библиотекари относятся к оценке своей деятельности более критически. Как показало анкетирование 80% руководителей и 60% библиотекарей считает наиболее полной творческую реализацию в подготовке выставок. Библиотекари также активны при разработке сценариев, организации и проведении массовых мероприятий. Возможность проявить себя творчески представляет участие в проектной деятельности и написании грантов. Зависимость реализации тех или иных форм творчества от стажа работы не является существенной. Но наибольшая активность в реализации творческого потенциала наблюдается у работников со стажем до 20 лет (конкурсы, массовые мероприятия, внедрение новых форм и методов проекты).Сотрудников со стажем более 20 лет больше привлекает участие в конференциях. Круглых столах, грантовая деятельность. Творческое оформление выставок превалирует во всех группах. Вне зависимости от типа библиотеки, образования, занимаемой должности. Стажа и возраста. В 2008-2009 годах Харьковской государственной научной библиотекой им. Короленко проводилось всеукраинское социологическое исследование «Молодой работник научных библиотек Украины: взгляд в будущее». Согласно материалам, публиковавшимся в Библиотечном форуме Украины за 2010 год среди мотивов выбора профессии молодыми библиотекарями указывался – творческий характер работы 17% и стремление к профессиональному самовыражению, карьере – 8%. Исследование подтвердило, что библиотекари недовольны признанием своего труда как со стороны общества (56%) так и со стороны власти (70%). Интересный факт, когда предложили самим библиотекарям дать оценку социальному статусу профессии среди таких профессий как артист, учитель, экономист, журналист, инженер, врач, предприниматель, менеджер, юрист – библиотекарь оказался на последнем месте. Понятно, что быстро имидж професии улучить невозможно, но стремиться к этому следует. В этой святи интересным и, в некотором роде поучительным, можно считать портрет современного, идеального библиотекаря, который составили читатели дети и наши колеги из ЦГБ для детей и юношества г. Новоуральска выставили у себя на сайте. Сама жизнь подталкивает библиотеки к организационным изменениям. В зарубежных библиотеках уже давно применяют командную работу и упрощенные управленческие структуры. В областных библиотеках Украины так же постепенно внедряются дни работы в команде, разгрузочные дни, дни творческого мышления, а также часы креатива, аналитические тренинги, мозговые штурмы и т.д. Но реализация творческого потенциала библиотекарей в полной мере, безусловно зависит от создания соответствующий условий и стимулов. Практика свидетельствует, что самым главным стимулом для библиотекаря служит признание выполненной работы и его самого как личности, творческое удовлетворение. Итоги исследования отражают : Все большее значение в последние годы приобретает авторское внедрение инновации. Надо сказать, что на вопрос о роли в инновационном процессе: Рекомендации: Согласно терминологическому словарю "Библиотечное дело" (РГБ, 1997), библиотекарь - профессия, содержанием которой является библиотечная деятельность (второе значение — должность в библиотеке). Поскольку библиотечная деятельность (её информационные ресурсы и технологии) изменяется, то это не может не отразиться на библиотекаре. Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке. Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения. Реализация этих "факторов удовлетворенности" [6] формирует благоприятное отношение к работе. Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении технических устройств. Сейчас все чаще он работает с аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими средствами. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой. Но внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций, как администратор баз данных, менеджер информационных систем; развитие WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлениюWWW-страниц, библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям. С другой стороны, на изменение библиотечной профессия влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог, которых уже готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры, в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств и других высших учебных заведениях; библиотекарь по обслуживанию социальнонезащищенных групп населения, для детских библиотек - библиотекарь-педагог (подготовка ведется в МГУКИ). В этой связи большое внимание уделяется проблемам психологии восприятия текста, библиотерапии (последнее направление успешно развивают такие авторы, как О. Л. Кабачск, А. Е. Шапошников). Целесообразно было бы готовить специалистов по библиотечному дизайну, поскольку этому вопросу в библиотеках сейчас уделяют большое внимание. В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, что вызвало к жизни такие специальности, как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь. Без этих знаний и навыков невозможно и предоставление пользователям конъюнктурных исследований, аналитических обзоров и др. Многие библиотекари и администраторы осознают потребность в овладениями знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации библиотечной деятельности и библиотечного работника. Нельзя не заметить, что библиотека и библиотекари стали более открыты обществу. Большое внимание, которое сегодня библиотеки уделяют проведению социокультурных мероприятий, связям с общественностью (в том числе, с властными структурами, СМИ, правовыми, социальными и другими учреждениями, населением), требует особой специальности, которую можно было бы назвать "менеджер библиотечных социокультурных программ", в ее рамках целесообразна специализация "менеджер выставочной деятельности", о которой неоднократно говорил О.П. Зыков (Выставочная работа публичных библиотек: Опыт практического пособия. Л., 1990. 53 с.; программа и методические материалы по курсу "Выставочная деятельность библиотек". СПб., 1999.31 с.). Библиотечная деятельность усложняется, становится многогранной, оперирующей все большим числом объектов, связанной с широким кругом общественных явлений, зависимой от многочисленных факторов. Это определяет, с одной стороны, подготовку специалистов в области управления библиотекой (специализация "менеджер библиотечного дела" в МГУКИ уже существует), с другой - необходимость экологического подхода к библиотеке и формирования экологической культуры библиотекаря (возможна в будущем потребность в специалистах по безопасности библиотеки, библиотечных экологах). Очевидно, удовлетворение потребности библиотек в новых специалистах будет осуществляться, как это было всегда, и путем их подготовки в вузах культуры, и путем привлечения выпускников других учебных заведений. Но любой специалист современной библиотеки обязан владеть новыми информационными технологиями. Обратим в этой связи внимание на то, что библиотечный работник все более имеет дело не с документом, который ему в ходе работы приходится физически перемещать, а с виртуальной информацией, которая по желанию работника или пользователя появляется на экранах его компьютера и затем исчезает, когда становится не нужна. Работая в информационных сетях, библиотекарь в своих возможностях приравнивается ко всем пользователям этих сетей. Библиотекарь - не избранный, имеющий допуск к "святая святых" - к книге ( как, например, библиотекарь в романе У. Эко "Имя розы""), а один из многих поставщиков и потребителей информации. Информатизация - один из главных векторов изменений в профессии библиотекаря. Не только поиск информации, но и социокультурные пролграммы библиотек требуют современных информатизационных технологий. Все более становиться ясно, что библиотекраь - информатизационный специалист., его профессия - одна изряда информационных профессий: архивист, музейный работник, издатель и др. Каждая из этих профессий предполагает выполнение информационной, образовательной и социокультурной роли, хотя и в разных пропорциях, и в зависимости от исторических, территориальных, социально-экономических и культурных факторов. Каждый из из представителей этих профессий несет перед обществом высокую ответственность за добросовестное выполнение этих ролей, поскольку этогого от него ожидает общество, обращающиеся к их услугам люди. Основные качества, которыми должен обладать библиотекарь, - это в первую очередь коммуникабельность, умение контактировать с людьми (причем речь идет не только о посетителях библиотеки, но и о ее сотрудниках). Кроме того, работнику книгохранилища нужно быть хорошим психологом. Для работы в библиотеке необходимо действовать слаженно, единой командой, коллегиально решать возникающие проблемы. Здесь очень важна преемственность, ведь дело, начатое одним, должны поддержать и продолжить остальные. Хороший библиотекарь - настоящий энтузиаст своего дела, но не только потому, что работа, о которой мы говорим, оплачивается более чем скромно. Тут не обойтись без умения переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, проявлять инициативу. Способность создать и развить инновационные подходы - тоже очень значимое для библиотекаря качество. Новые технологии завоевывают библиотечное пространство, поэтому сотрудникам приходится постоянно переучиваться, повышать уровень квалификации, осваивать незнакомые до сих пор подходы и приемы. Гибкость и открытость мышления помогают понять посетителей, а аналитические способности - осмыслить их потребности и предложить стратегии дальнейшего развития. Библиотекарь должен уметь оценить и реализовать предложенный план действий. Однако выполнять задания надо не механически - следует творчески переосмысливать их на каждом этапе, вносить свои предложения и коррективы. И, разумеется, нужно осознавать необходимость саморазвития, постоянно стремиться к приобретению новых знаний, к концентрации накопленного опыта. |
|
||||
|
Центральна міська бібліотека централізованої бібліотечної системи Шевченківського району м. Харкова
Адреса: Україна,
Харків,
61058,
вул. Данилевського, б. 34
Детальна контактна інформація
Телефон: (057) 705-19-90. Телефон: +38 096-860-08-20. E-mail: citylibbelin@gmail.com Розклад роботи - з 10.00 до 16.00 Вихідний день – вівторок та неділя, влітку: субота та неділя Санітарний день – останній день місяця |
©Copyright ЦМБ ЦБС Шевченківського району м. Харкова
2011-2024 |
||||