Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Центральна міська бібліотека
ЦБС Шевченківського району м. Харкова

Международная Федерация Библиотечных ассоциаций и организаций ИФЛА
Профессиональные доклады №107
Руководство по библиотеке

20 Сетября 2015 - 22:22

ЧАСТЬ 1

Вступление

Цели Руководства

Руководство по библиотечному обслуживанию юношества ИФЛА устанавливает определенные рамки, внутри которых может развиваться обслуживание юношества в библиотеках разных стран. Руководство содержит как философские, так и практические идеи, которые могут помочь библиотеке лучше удовлетворять образовательные, информационные, культурные, досуговые потребности юношей, с учетом того, что эти потребности постоянно развиваются. Данное руководство должно использоваться в качестве документа библиотекарями, теми, кто принимает решения в области библиотечного дела, студентами – будущими библиотекарями, теми, кто распределяет бюджет на развитие библиотечного обслуживания юношества.

Аудитория Руководства:
• Библиотекари-практики в библиотеках всех типов и во всех населенных пунктах, как в городах, так и в сельской местности.
• Администрация библиотек
• Преподаватели и студенты библиотечных учебных заведений.

У каждой публичной библиотеки свой контингент пользователей и соответственно свои приоритеты и потребности. Не во всех странах существуют специальные библиотечные услуги для юношества. Данное руководство исходит из того, что юность – это уникальный период жизни. Юные пользователи должны получать библиотечные услуги того же качества, что и другие возрастные группы. По возможности при организации специализированного обслуживания юношества нужно работать в сотрудничестве с самими юношами.

Миссия и цели библиотечного обслуживания юношества

«Публичная библиотека – это ворота в страну знаний, она создает основу для непрерывного образования, независимости в принятии решений и культурном развитии личности и социальных групп».

МАНИФЕСТ ЮНЕСКО определяет публичную библиотеку как живой стимул к образованию, культуре и информации.

«Подросткам нужно особое внимание, т.к. в этом возрасте многие бросают читать вообще. Приобщение к широкому кругу книг в период, когда интересы очень расширяются и очень быстро меняются, должно сопровождаться действиями библиотекарей, которые хорошо разбираются в психологических и эмоциональных особенностях этого возраста».

Миссия библиотеки, придающей значение обслуживанию юношества состоит в том, чтобы помочь личности успешно перейти от детства к взрослости, создавая как доступ к ресурсам, так и среду, отвечающую специфическим потребностям юношества для интеллектуального, эмоционального и социального развития.

Цели библиотечного обслуживания юношества
• Библиотечное обслуживание юношества должно быть основано на особых потребностях юношества и способствовать переходу от детского обслуживания к взрослому.
• Юношеству необходимо, и оно достойны специализированного обслуживания в соответствии со своими образовательными, информационными, культурными и досуговыми потребностями.
• Библиотечное обслуживание юношество должно содействовать развитию функциональной грамотности, непрерывному образованию, информационной грамотности и чтению для удовольствия. Эти 10 целей определяют рамочный стандарт для библиотек, следуя которому они могут развивать обслуживание юношества:
1. Библиотека установила ясную политику открытого доступа юношества к библиотечным и информационным ресурсам и уважения прав юношества выбирать материалы в соответствии со своими потребностями без ограничений.
2. Программа библиотеки для юношества эффективно управляется в соответствии с лучшими примерами из практики.
3. Существует равномерное распределение ресурсов в поддержку программ и услуг для юношества.
4. Сотрудники библиотеки осведомлены в области возрастных особенностей юношества и ресурсов для юношества, включая юношей со специальными потребностями.
5. Библиотека предлагает широкий спектр современных материалов, представляющих интерес для юношества, стимулирующих непрерывное образование, мотивацию чтения, формирование читательской культуры.
6. Библиотека предлагает ресурсы в поддержку образовательной деятельности юношества.
7. Библиотека помогает юношеству в овладении навыками эффективного использования всех ресурсов библиотеки и получении информационной и компьютерной грамотности.
8. Библиотека стимулирует развитие личности, давая возможность юношеству участвовать в планировании и развитии библиотечных программ и услуг для них и в качестве волонтеров помогать другим.
9. Библиотека создает специальное пространство для юношества, привлекательное и соответствующее их стилю жизни.
10. Библиотека работает в партнерстве с другими общественными организациями в поддержку всех аспектов здорового, успешного развития юношества.

ЧАСТЬ 2

Определение фокусной группы

Фокусная группа (юношество) может быть определена как группа людей между детским и взрослым возрастами. Каждая библиотека может определить свои возрастные границы, внутри которых она определяет юношество, которые могут варьироваться в зависимости от культурных традиций и национальных особенностей. Обычно возраст от двенадцати до восемнадцати лет определяется, как юношеский, которому адресованы формы библиотечного обслуживания юношества. Этот интервал можно расширить. Целевая группа включает всех людей вне зависимости от расы, религии, культурных традиций, интеллектуальных и физических возможностей.

Потребности фокусной группы

Культурные потребности:

Библиотека должна быть открыта всем и уважать различные культурные потребности.

Культурные потребности имеют свои корни, как в устной, так и в письменной традиции, в общественных изменениях и общественной стабильности, в культурном разнообразии и в личном видении будущего.

Потребности в развитии:

Обслуживание юношества должно строиться в сотрудничестве с представителями фокусной группы. Юноши должны активно вовлекаться в планирование, развитие ресурсов, услуг и программ. К ним нужно относиться с уважением, позитивно. С готовностью удовлетворить потребности, даже если они отличаются от того, что традиционно предлагает библиотека.

Библиотеки, которые строят свои программы и услуги в контексте модели развития юношества, основанной на исследованиях, могут способствовать успешному переходу от детства к взрослости.

Материалы

Юноши – особая группа, чьи интересы, потребности и возможности отличаются существенно. Таким образом, библиотеки должны предлагать разнообразные материалы в соответствии с этими потребностями. Особое внимание должно быть уделено юношам с особыми потребностями, а также представителям общественных и языковых меньшинств.

Предоставление возможности юношам участвовать в отборе и расположении библиотечных ресурсов для данной возрастной группы может привести к позитивным сдвигам в организации услуг и формировании ресурсов и может помочь увеличить количество пользователей и посещаемость библиотеки.

Рекомендуются разнообразные форматы документов. В том числе комиксы, научная фантастика, любовные романы, фэнтази, современная популярная музыка.

Печатные материалы могут включать:
• Книги
• Журналы
• Брошюры
• Постеры
• Комиксы
• Графику
• Материалы на других языках, включая Брейль и язык жестов

Непечатные материалы могут включать:
• Аудиокниги
• Музыку
• Мультмедиа (CD-ROM/ CDI)
• Компьютерные программы
• Видеокассеты и DVD
• Настольные и электронные игры
• Электронные сетевые продукты и ресурсные базы

Эти форматы должны дополняться и пересматриваться регулярно, по мере появления новых технологий.

Должно предоставляться необходимое оборудование, позволяющее использовать эти ресурсы (например, игровые приставки).

Услуги

Как ранее сказано в этом документе, должны быть предоставлены услуги в поддержку потребностям юношества. Ниже следующий список рекомендованных услуг не исчерпывающий, но может быть использован, как ориентир для организации услуг библиотеки для этой возрастной группы. При планировании важно использовать формы работы, связанные с физическими действиями, цифровыми технологиями и компьютерными программами.

Примеры рекомендованных услуг
• Свободный доступ в Интернет
• Предоставление справочной информации в поддержку образовательной деятельности и личностного развития.
• Организация библиотечных экскурсий в поддержку самостоятельности и комфортного пользования библиотекой.
• Практикумы по информационной грамотности и навыку поиска информации с использованием как печатных, так и электронных ресурсов.
• Предоставление читателям консультативных услуг, как индивидуально, так и в группе.
• Поощрение использования всех форматов библиотечного фонда.
• Помощь в поиске нужных материалов.
• Предоставление возможности доступа к ресурсам за пределы библиотечного фонда, если это необходимо (межбиблиотечный абонемент).
• Сотрудничество с другими информационными провайдерами в своем районе.
• Организация услуг для юношей с особыми потребностями, для родителей подростков, для тех юношей, которые по тем или иным причинам не могут посещать библиотеку.

Программы и участие юношества

Библиотеки, которые хотят предложить эффективные и содержательные программы юношам, должны стараться привлекать юношей к участию в этих программах на всех этапах: при принятии решений, при планировании и при реализации; это очень рекомендуется, ведь это один из лучших способов поддержки развития юношества.

Юношество должно рассматриваться как группа экспертов в вопросах о том, что им нужно и что полезно. Советуем библиотекам организовать возможность для юношества заявить о своем мнении по поводу оборудования, программ и услуг, например: Подростковый Совет или Программа управления подростков. Библиотеки также должны увидеть в своих юных пользователях ресурс для презентации программ другим жителям зоны библиотечного обслуживания.

Примеры рекомендуемых программ
(Следующий список рекомендуемых программ также лишь намечает виды программ, которые библиотеки могут предложить, но заинтересованность местных жителей и местные особенности всегда должны играть решающую роль при планировании программы)
• Беседы о книгах, рассказывание и презентации книг
• Дискуссионные группы и клубы.
• Информационные программы по интересующим темам, например, о здоровье, карьере, то, что в данный момент является интересным и актуальным.
• Встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, знаменитыми земляками)
• Спектакли музыкальные и драматические
• Произведения самих юных (драма, публикации, ТВ, видео)
• Творческие мастер-классы
• Литературные дебаты
• Премьеры книг

Штат

Те, кто работает с юношеством, должны обладать следующими умениями и компетенциями:
• Понимание уникальных постоянно развивающихся потребностей юношества
• Уважение к юношам как к личности
• Знание молодежной культуры и интересов данной возрастной группы
• Умение создать партнерство с другими возрастными группами в зоне действия библиотеки для удовлетворения потребностей юношества
• Способность улавливать изменения в потребностях и интересах юношества и меняться в зависимости от этих изменений
• Умение защищать интересы юношества как внутри библиотеки, так и за ее пределами
• Умение работать в партнерстве с юношеством
• Знание всех видов медиа, включая книги и ресурсы всех форматов
• Умение мыслить критически

ЧАСТЬ 3

Сотрудничество с другими учреждениями

Качество библиотечного обслуживания требует тесного сотрудничества с другими профессиональными и любительскими организациями своего города. Активность юношества в образовательной, культурной и общественной деятельности должна координироваться местными организациями таким образом, чтобы они не конкурировали между собой, а кооперировались для большей пользы. Многие библиотеки обладают ресурсами и методикой для того, чтобы стать координаторами такой деятельности.

Сотрудничество в сфере образования

Для библиотек, обслуживающих юношество, школа – один из важнейших партнеров. Во многих странах и регионах есть только школьные или публичные библиотеки или комбинированные библиотеки. Совместное планирование школьной и публичной библиотеки может улучшить организацию обслуживания юношества. Чтобы сотрудничество было более эффективным, можно рекомендовать заключение формального соглашения.

Культурное сотрудничество

Сотрудничество в области культуры очень перспективно в мультикультурном обществе в целях удовлетворения потребностей юношества. Работая в сотрудничестве с учреждениями культуры, публичная библиотека может планировать и проводить такие мероприятия, как:
• литературные, музыкальные и кинофестивали
• выставки
• карнавалы
• спектакли, включая уличные представления

Профессиональное сотрудничество

Библиотека должна приложить все усилия, чтобы сотрудничать со всеми, кто предлагает свои услуги взрослому населению. Регулярное общение с социальными службами, службами занятости, органами здравоохранения, правовыми и другими службами может помочь библиотеке узнать о новых общественных явлениях, актуализировать свою деятельность, привлечь тех молодых людей, которые обычно не посещают библиотеку.

Совместные решения могут в дальнейшем улучшить жизнь молодых людей региона.

ЧАСТЬ 4

Планирование и успешная деятельность

Эффективное планирование требует, чтобы библиотека занималась сбором информации и определением целей.

Сбор информации – важный шаг в планировании и реализации планов. Библиотека должна получить от органов власти демографические данные: цифровые показатели населения региона, количества школ и учащихся, экономические и социальные сведения. Получение сведений из разных источников позволит библиотеке составить профиль юношества и принять обоснованные решения по формированию программ и услуг.

Эффективный план по обслуживанию юношества должен в идеале содержать от трех до шести общих целей Библиотеки должны определиться, какие цели более актуальны в создании или улучшении обслуживания юношества. В соответствии с этими приоритетными целями должен строиться и бюджет.

Со временем упор должен быть сделан на достижение этих целей. Это дает библиотеке возможность концентрироваться в процессе деятельности, а не растрачивать ресурсы на работу по множеству направлений. Например, библиотека может решить сосредоточиться на создании фонда для юношества и организации привлекательной зоны обслуживания юношества. Другая библиотека, может быть, захочет сосредоточиться на поддержке образовательной деятельности и улучшении функциональной грамотности юношества. Цели должны быть сформулированы на основе потребностей пользователей, так же как и ресурсы должны быть направлены на удовлетворение их потребностей. Библиотека также должна искать подходы к тем юношам, которые не пользуются библиотекой.

Развитие обслуживания

Для определения успеха в проведении программ для юношества и обслуживании этой категории пользователей должны применяться количественные и качественные показатели. Для тех библиотек, которые хотят повысить эффективность своей деятельности по обслуживанию юношества предлагаются следующие показатели:

Пять основных показателей обслуживания:
• Выдача документов
• Расходы библиотечных средств на материалы для юношества
• Оборудование для размещения материалов для юношества
• Коэффициент обращаемости –
• Посещаемость программ

Показатели по дополнительным видам услуг:
• Количество посещений библиотеки в процентном отношении к количеству проживающих в зоне обслуживания юношей
• использование юношеством помещения библиотеки
• количество зарегистрированных читателей в пропорции к населению
• книговыдача в читальном зале
• количество справок, выданных юношеству
• процент выполненных информационных запросов
• количество групп юношества, посетивших библиотеку и количество библиотечных экскурсий для юношества
• количество выступлений библиотекаря вне помещения библиотеки
• впечатления пользователей о библиотечных программах и услугах
• анализ опросов юношества о том, насколько изменения или улучшения в организации работы библиотеки, квалификации сотрудников, стиле работы для них важны
• пользователи должны вовлекаться в процесс развития библиотеки
• соответствие национальным стандартам (там, где они есть)

ЧАСТЬ 5

Маркетинг и продвижение услуг

Продвижение услуг библиотеки для юношества – очень важный вид деятельности. Многие юноши не знают ценности ресурсов, которые им предоставляет библиотека. План продвижения услуг должен включать различные формы, чтобы достичь своей цели. Вот некоторые предложения для маркетинга библиотечных программ и услуг:
• Организовать рекламу в местах, где бывают молодые люди, в кинотеатрах, кафе, популярных магазинах
• установить доверие, пригласив юношей помочь в оформлении рекламы и других продвигающих материалов и используя их предложения
• продвигать услуги для подростков на сайте библиотеки
• спонсировать библиотечные события по проблемам важным для юношества
• предлагать такие формы продвижения услуг, в которых юноши могут показать свои знания и способности
• оформлять рекламные материалы так, чтобы было видно, что здесь понимают интересы юношества, такие как спорт, любовь, фэнтази, моду, музыку, интерес к жизни знаменитостей
• рекламу сделать доступной в школах и других местных организациях.

ЧАСТЬ 6

Лучшие примеры из практики

Следующие далее лучшие примеры из практики приведены для того, чтобы показать, как библиотеки используют данное руководство. Каждая библиотека должна выбрать программы и услуги, наилучшим образом соответствующие потребностям юношества в своей зоне обслуживания. И у каждой библиотеки будет свой вариант той или иной программы, потому что он будет базироваться на особых потребностях юношей данного населенного пункта и особых ресурсах.

Помощь в выполнении домашних заданий

В Дании существует договор между министерством культуры и министерством по делам беженцев об усилении роли библиотек в обслуживании подростков из этнических групп с « недатским» языком общения. Благодаря специальному финансированию, появилась возможность работать по программе помощи в выполнении домашних заданий «Кафе домашних заданий» для билингвальных учащихся. В качестве волонтеров здесь работают люди старшего возраста и учащиеся. Результатом этой программы становится лучшее овладение датским языком, успехи в учебе, встречи со сверстниками.

Библиотечные клубы

Публичная библиотека в городе Аалборг (Aalborg) в Дании создала несколько клубов для того, чтобы привлечь в библиотеку юношество и помочь в учебе. Каждый будний день проходят разные клубные встречи. В понедельник по игре WII, во вторник – Манга, в среду – по выполнению домашних заданий, в четверг – клуб чтения, где обсуждают различные книги, в том числе и стихи. Отношения сотрудников библиотеки и подростков строятся таким образом, что возникают новые интересные идеи библиотечного обслуживания.

Юношеская мультимедийная библиотека

В Гамбургу (Германия) создана юношеская библиотека, задача которой предоставить юношеству микрорайона мультимедийные возможности библиотеки и гостеприимное место для проведения досуга. Фонд на 50% состоит из печатных материалов и на 50% из аудиовизуальных, включая CD, DVD, аудиокниги, различные игровые приставки. Основные темы материалов: приключения, комиксы, игры, любовь и секс, наркотики, бедность. Юношеская библиотека стремится, с помощью этих средств, привить навыки чтения и использования других информационных средств. Здание, в котором находится юношеская библиотека, – это переоборудованная фабрика по производству пропеллеров. Кроме библиотеки здесь есть кинотеатр и кафе.

Подростковая культура и стиль жизни процветают в пригороде Париже Viroflay. В новой юношеской библиотеке шумно от аудио и МРЗ плееров, мобильных телефонов, все это в библиотеке разрешено. Музыку можно скачивать. Высокий уровень доверия между подростками и сотрудниками библиотеки приводит к самоконтролю подростков. Мультимедийная библиотека спонсирует занятия по созданию мультфильмов и показывает их бесплатно на экранах библиотеки.

Ночь взаперти

В городе Troyes (Франция) юноши от 15 до 20 лет добровольно заперлись (под присмотром взрослых) в библиотеке для ночных литературных бдений. Темой «бдений» стали – «Книги и кино». Всю ночь они смотрели фильмы, беседовали с писателями, сценаристами и режиссерами, в заключение позавтракали вместе. Такие события формируют независимость, побуждают к творчеству, вызывают теплые чувства к библиотеке.

Развитие услуг для слабовидящих подростков

В 2007 году в библиотеке Lucien Herr Library in Saint Jacques de la Lande in Brittany (Франция) слабовидящих и слепых подростков пригласили участвовать в ежегодном литературном конкурсе. Была сделана аудиозапись 10 работ, представленных на конкурс. В 2008 году их озвучат профессиональные актеры. Победители получили аудиокниги и устройства для их прослушивания. Таким образом юноши с ограниченными возможностями привлекаются к библиотечным событиям.

Юные помогают юным

Кафе-клуб «Книжный червь» в городе Rijeka (Хорватия) существует в городе уже давно и известно своим проектом для подростков «Юные помогают юным». Клуб собирается раз в месяц. В него приходят ребята от 14 до 19 лет, те, кто любит книгу и чтение. Каждый раз они выбирают книгу для обсуждения. Члены клуба также выпускают свой бюллетень, который вывешивается в библиотеке. Здесь информация о клубных встречах, темах, рекомендации по чтению. Свои советы члены клуба размещают и на сайте библиотеки и читают по радио. Работа клуба – отличный пример привлечения подростков к конкретному делу.

Творческие выступления

В городе Zadar (Хорватия) подросткам предоставлена возможность продемонстрировать свои творческие способности с помощью программы под названием «Свастарника». Эта ежемесячная программа основана по принципу свободного микрофона. Любой может выступить перед своими сверстниками. Можно спеть, станцевать, сыграть, попробовать себя в дизайне, в литературном творчестве. Новое поколение подростков добавляет сюда шарады, пантомиму, викторины и другие соревнования. Основная цель таких программ – развитие уверенности в себе и развлечение; библиотекари, которые их координируют, привносят сюда и сюжеты из юношеской литературы, продвигают чтение в этом пространстве дружелюбия и отдыха.

Вечерняя игротека для персонала

Важным шагом в развитии обслуживания юношества является знакомство сотрудников библиотеки с молодежной культурой и образом жизни. В библиотеке г.Ричмонд (Вирджиния, США) недавно была проведена вечерняя игротека для сотрудников, которые собрались в пятницу после работы на пиццу и играли в популярные у подростков игры «Гитарный герой», Wii и «Танц-революция». Выяснилось, что библиотекарям такие игры нравятся. Так персонал познал один из аспектов подростковой культуры и почувствовал единение с подростками.

Техно неделя для подростков

Библиотека Puente (ЛосАнжелес, США) станет центром Недели Техно. Это государственное событие в Соединенных штатах, цель которого, привлечь внимание к роли технологий в жизни подростков. Библиотека сконцентрируется на информационных технологиях. Здесь будут давать подарочные открытки за правильные ответы в викторинах о базах данных и сетевых ресурсах. Подростки также получат сведения о политике безопасности и конфиденциальности по онлайновым закупкам книг для библиотеки. Пятница будет «Днем техно-смеха». когда можно будет посоревноваться в Wii, Guitar Hero, Dance Dance Revolution.

Библиотека Queens in Forest Hills, штат Нью-Йорк устроит день «Тех-друзья», где встретятся подростки и взрослые, желающие научиться безопасному и конфиденциальному пользованию новыми технологиями. Программа будет в основном посвящена развлечениям и шуткам: видеоиграм, видеосюжетам. Во время Техно недели подростки и взрослые вместе будут играть в Wii за угощением и потом еще будут встречаться на протяжении десяти недель.

Отзывы

Чтобы оставлять комментарии и отзывы - вы должны Войти или Зарегистрироваться



На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека централізованої бібліотечної системи Шевченківського району м. Харкова

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 096-860-08-20.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 16.00
Вихідний день – вівторок та неділя, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ЦБС Шевченківського району м. Харкова
2011-2024