Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Работа библиотек с юношеством

14 Сетября 2014 - 23:39

Признавая молодежь мощным фактором формирования общества, большинство ученых подчеркивает ее особую социальную уязвимость. Положение молодежи рассматривается сейчас во всем мире как одна из важнейших гуманитарных проблем. Этот же подход должен быть отнесен и к российской молодежи, которая не только переживает общевозрастные трудности, но и в полной мере испытывает на себе результаты глобальных перемен, прошедших в нашем обществе.Между тем социальная защищенность молодежи сегодня низка, молодежная политика страны только формируется.

Каждодневная жизнь большинства молодежи признана весьма трудной. В связи с растущей угрозой безработицы молодежи все труднее сохранить свой профессиональный статус. Значительные трудности молодежь испытывают не только в сфере труда. Намного хуже, чем в целом по Украине, жилищные условия молодежи. Часть молодежи, особенно учащейся, существует на грани нищеты. В молодежной среде растет доля инвалидов, наркоманов, бродяг. Следствием тяжелого материального положения, недостаточного питания, тяжелых условий быта стало резкое ухудшение физического и психического здоровья молодежи. Таким образом, падает индивидуальный потенциал здоровья личности.

В то же время, ценности, которые составляют цели человеческой жизни: познание, образование, труд, творчество – резко снизили свое значение для большинства молодежи.

Следует отметить так же, что инфраструктура молодежной культуры оказалась во многом разрушена, т.е. заметно уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалась передача культурных ценностей молодому поколению, резко возросли цены на билеты театров и кино и т. д. Идет активное отчуждение широких масс молодежи от ценностей отечественной и высокой мировой культуры.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что сегодня проблема физического выживания выходит на первый план, заметно оттесняя духовные потребности молодежи, в том числе и читательские.

Очевидно, что вопреки бытующему мнению о потребительском отношении молодежи к жизни, на самом деле в нашем обществе сейчас сложилось нецивилизованное отношение к самой молодежи.

Поэтому основной задачей библиотек в работе с молодежью является "развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей".

Сегодня библиотечное обслуживание молодежи характеризуется сочетанием традиционных и инновационных приемов, подходов, форм обслуживания. В этой связи представляется продуктивным проанализировать процесс обслуживания юношества с этих позиций.

Информационная революция рождает новые средства, помогающие получить новые знания, мы становимся свидетелями рождения новой – некнижной – цивилизации. И к этому процессу наиболее интенсивно приобщена именно молодежь. Это объясняется его большей чуткостью ко всякого рода новшествам, а также более высоким уровнем технической грамотности. Таким образом, формируется новое поколение – телекомпьютерное – в отличие от взрослого – литературного.

Взаимодействие традиционных и инновационных процессов нашло яркое проявление в номенклатуре предлагаемых пользователю и библиотечных услуг.

Наиболее ярко в работе библиотек с юношеством представлены «услуги организации библиотечного общения», что подтверждает вывод о том, что библиотека выступает, прежде всего, как центр досуга, общения. Из клуба по интересам он все больше становится местом, куда можно прийти пообщаться, причем не только на интеллектуальном уровне. Во многих библиотеках появились видеоклубы, видеосалоны, которые вообще резко меняют библиотечную среду. Среди других услуг организации общения юных читателей распространены слайд-спектакли («Образ Христа в живописи»), вечер-портрет («Неизвестный Бунин»), литературные гостиные и т.д.

В последнее время во все большем числе библиотек стали возникать такие форы, как «телефон доверия», «телефон поддержки», и т.д. Эти формы – реакция библиотеки на реальную потребность пользователей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности – попытка библиотек помочь ему в прохождении социализации.

Отдельно надо сказать об играх не делового, не прагматического характера, но сугубо развлекательного и вместе с тем как бы объединяющего характера, что придает им особую нравственную ценность. Например, интеллектуальная игра для работающей молодежи «Время вперед!» или «Колесо истории».

Достаточно широко в библиотечном обслуживании юношества представлены «услуги информирования». Среди услуг «информирования о наличном фонде» преобладают тематические выставки, нетрадиционно оформленные: «выставка-портрет», «выставка-натюрморт», «выставка вопрос». Например, Выставка – коллаж – главное назначение ее – привлечение внимания читателей. Она носит скорее рекламно – информационный характер. Тема обычно берется широкого плана, например « Я молодой». В рамках оформленного коллажа группируются отдельные смысловые подтемы (мода, увлечение музыкой и т.д.) Нет четкой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал. Выставка должна быть ярко и со вкусом оформлена. Выставка – диалог: диалог двух точек зрения, двух авторов. Представляется литература авторов с диаметрально- противоположными точками зрения по данной теме, вопросу, проблеме. Читатели могут выразить свое мнение по данному вопросу с помощью карандаша и бумаги, которые располагаются рядом с выставкой.

В последнее время в работе с молодежью стали стремительно входить циклы мероприятий. В ряде библиотек были организованы циклы мероприятий «Искусство быть здоровым», «Необыкновенное, интересное, спорное», и др.

Заметное место в работе с юношеством занимают учебно-консультационные услуги. Их можно разделить на библиотечные и небиблиотечные.

Библиотечные учебно-консультационные услуги оказывает практически каждая библиотека: это библиотечные уроки, консультации («Как работать над рефератом», «Справочный аппарат библиотеки»), лектории («Что такое культура чтения?»), экскурсии по библиотеке и т. д. Некоторые библиотеки организуют кружки скорочтения, работают Школы библиотечно-библиографических знаний.

Формирование информационной культуры пользователей должно проводиться по определенной системе, так как только системный подход к организации работы может дать ощутимый эффект. Требуется проведение комплекса мероприятий по формированию информационной культуры юношества, включающего теоретические, практические и итоговые занятия.

В библиотеке можно создать Школу информационной культуры. Ее цель - дать юному пользователю представление об основных путях поиска информации, методах ее обработки и оформления.

Особенностью проведения занятий в Школе информационной культуры являются:
- активные формы обучения. Занятия проводятся в виде практических заданий.
- деятельностный подход. В начале занятий каждый из ребят выбирает ту тему, которая так или иначе его интересует (например, для написания реферата) и в дальнейшем совершенствует поисковые навыки, отталкиваясь от своих информационных потребностей. В конце ребятам предложено оформить результаты своей работы в письменном виде. На итоговом занятии анализируются пути поиска информации, правильность оформления работы.
- работа в малых группах. Группа из 5-7 человек является оптимальной для обучения.

Набор в Школу информационной культуры ведется в течение года. Содержание программы не меняется, а варьируется в зависимости от возраста (студенты, старшеклассники), т.е. различается способ подачи материала.

Важно не столько дать ребятам определенный объем знаний, сколько научить их самостоятельно приобретать новые знания, привить навыки работы с информацией.

План занятий Школы информационной культуры:
- «Информационные ресурсы общества и информационная культура личности»
- «Библиографическое описание как паспорт документа»,
- «Знакомство с мультимедийными справочными изданиями»,
- «Современные требования к оформлению результатов самостоятельной работы» и др.

Так же широко представлены в работе с молодежью кружки иностранных языков («Лингва»), всевозможных поделок (вязания, икебаны), а также театральный и др. Во многих случаях они вошли в жизнь библиотек. Такой симбиоз придает дополнительную окраску библиотеки, делает ее более привлекательной и способствует ее рекламе.

Отзывы

Чтобы оставлять комментарии и отзывы - вы должны Войти или Зарегистрироваться



На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека ім. В. Г. Бєлінського

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 097-158-98-41.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 18.00
Вихідний день – вівторок, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ім. В. Г. Бєлінського
2011-2024