Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Общины Харькова: с немецкой щепетильностью

Оксана Богдан

Уникальность Харькова в том, что он — космополит. У города нет одного ярко выраженного национального «лица». У него десятки обличий, ведь история харьковских национальных общин — это и есть история Харькова.

По данным Ассоциации национально-культурных объединений Украины в Харькове проживают представители ста тридцати национальностей и народностей, зарегистрировано более 40 национально-культурных организаций, деятельность которых охватывает почти четверть населения областного центра.

Результаты социологического экспресс-опроса, проведенного два года назад Институтом Горшенина, показали — более 70 процентов харьковчан не придают значения национальной принадлежности человека, с которым дружат. Специалисты сделали вывод: в этом отношении харьковчане терпимее, нежели жители других регионов страны. Национальные трения у нас проявляются, в основном, на бытовом уровне и чаще всего не затрагивают более значимых социальных сфер. Можно сказать, что толерантность «по-харьковски» — наше ценнейшее историческое достояние. Тем важнее его сберечь.

Наша газета начинает серию публикаций под условной рубрикой «Общины Харькова», в которой рассмотрит историю города сквозь призму его этнокультур.

Сегодня в гостях у «Времени» — немецкая община Харькова.

С присущим им благоразумием…

Немецкая «тональность» в Харькове всегда звучала ярко.

— Уже в конце XVIII века в Харькове существовала небольшая немецкая колония, занимавшая достойное место среди прочих местных национальных общин, — рассказывает Диана Сыпина, автор книги «Жизнь и деятельность немцев в Харькове».

Переезд немцев на просторы Российской империи начался еще при Петре Первом. А во времена царствования Екатерины Великой он приобрел массовый характер. Манифест императрицы «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться, в которых губерниях они пожелают, и о дарованных им правах», гарантировал переселенцам сохранение национальной самобытности и право на компактные поселения. Российское государство обязалось не вмешиваться в самоуправление и вероисповедание общин. При Александре I была составлена специальная программа колонизации, которая немало способствовала массовому переселению немцев в Россию.

История сохранила имя одного из первых харьковских немцев-переселенцев. Это уроженец города Касселя Иван Кеппен. Он получил степень доктора в Магдебургском университете и в 1786 году был приглашен на должность заведующего Харьковской больницы и всех медицинских учреждений Харьковской губернии. Его сын Петр впоследствии прославил фамилию Кеппен, став знаменитым археологом, этнографом и статистиком.

Нельзя сказать, что в далеко не демократичной Российской империи немецким переселенцам была предоставлена полная свобода. Однако «немцы никогда не имели права жаловаться, что им в Харькове живется дурно», — писал знаменитый историк Д. И. Багалей. Переселенцы сами старались, по меткому выражению Дмитрия Ивановича, «устроиться очень удобно» с «присущим им благоразумием».

«Тот же семейный характер»

Диана Сыпина, изучая быт и культуру местной немецкой общины, немало времени провела в Харьковском областном архиве. Там сохранились весьма любопытные документы. Например, воспоминания немецкого историка Рейнгарда, относящиеся к началу ХІХ века. Он писал: «Общество немцев вечеринками своими немногим отличалось от среднего класса русских. Тот же семейный характер, только немного более gemutlich /уютно/. Дамы занимают место в гостиной вокруг чайного стола с работою, которую всякая обязательно с собою приносит. Болтают о новостях, просматривают модные журналы, рассуждают о прочитанных новых романах, интересуются делами благотворительности и проч. Хозяйка, принимая деятельное участие в беседе, между тем не забывает о милых гостях — разливает кофе, шоколад или чай. Мужчины сидят за бостоном, курят и пьют пунш с ромом. Молодые люди прохаживаются с девицами по зале, разгадывают шарады, говорят о литературных произведениях, садятся целым обществом и играют в разные игры: домино, мельника, фанты — любимые игры немцев и т. п. При разыгрывании фантов неизбежны поцелуи. Промежутки между играми заполняются игрою на фортепиано и пением любимых немецких арий, романсов, часто целым хором. Начинаются танцы, и преимущественно танцуют вальс (Augustin), котильон, галоп и, между прочим, гросфатер и др. По окончании танцев приглашаются гости к столу, уставленному бутылками пива и разнородными бутербродами. Становилась и бутылочка или две красного вина (медок), а для старичков шнапс, с маленькими рюмочками. Угощение не «коштовитое», и все приготовлено руками заботливой хозяйки».

Имелся у общины и свой общественный клуб — на Московской улице в доме купца Чистякова. Плата за вход для мужчин составляла 1 рубль 50 коп. Для дам, которых угощали фруктами и напитками, — бесплатно.

Впрочем, основная жизнь немцев-харьковчан протекала не в клубах.

Во славу Харьковского университета

В 1803 году император Александр I утверждает «Предварительные правила народного просвещения», которыми предусматривалось открытие университетов во многих городах, в том числе Харькове.

Вскоре попечитель Харьковского учебного округа и куратор университета граф Северин Потоцкий обратился в Веймар к министру Захсен-Веймар, известному поэту Иоганну Вольфгангу Гете с просьбой помочь в формировании преподавательского состава. По рекомендации Гете были приглашены профессоры из Вюрцбурга, Виттемберга, Лейпцига, Геттингена, Франкфурта-на-Одере и других городов. Специалисты в области философии, психологии, медицины, ветеринарии, они составили значительную часть в штате университета — от профессуры и наставников до гравировальщиков, переплетчиков и садовников.

Немаловажную роль играли немцы в промышленности, будучи владельцами крупных предприятий: Вестбер, Пильстрем, Бельке, Трепке, Гельферих и др. Но даже большую роль в развитии города внесли простые немецкие ремесленники, которые открывали в городе мастерские, мелкие мануфактуры, булочные, аптеки и пр. Да и архитектурный облик центральной части города во многом сложился под влиянием немецкой культуры. Как известно, улица Пушкинская ранее именовалась Немецкой, а район улицы Дарвина был известен как Немецкая слобода.

Уроки истории

При таких благоприятных условиях немецкая колония в Харькове активно росла. Согласно переписи 1866 г., немецкое население Харькова составляло 1180 человек, в 1877 г. оно возросло до 1690, а по переписи 1897 г. — до 2353 человек. Большинство из них были протестантами, 161 человек — католиками и 61 человек — православными.

Бурные события XX века — революция 1917 года, две мировые войны, огнем и мечом прокатившиеся по нашей земле, — обернулись трагедией для всех харьковчан. Ежегодно 28 августа (в этот день в 1941-м была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и началась депортация немцев в малообжитые районы СССР) члены общины отмечают День скорби. На поминальном ужине говорят об ужасах фашизма и тоталитаризма и просят Бога о прощении, а людей — не забывать уроки истории.

Сегодня немецкая община Харькова старается восстановить и сохранить традиции и культуру этнических немцев региона. В 1991 году было создано областное общество немцев «Видергебурт». В 1993-м — воссоздана евангелическо-лютеранская община. Члены «Клуба сеньоров» под руководством Ларисы Дотц (ранее «Женский клуб») ежегодно проводят Всемирный день молитвы женщин, оформляют выставки ко Дню урожая и занимаются подготовкой других праздников. Они же являются инициаторами работ на участке около церкви, основной вдохновитель которых — активный член клуба и второй его председатель Энесса фон Мензенкампф. Благодаря ее фантазии и труду церковь летом превращается в настоящий цветник.

В Харькове действует камерный хор «Te Deum», лауреат всеукраинских и международных фестивалей и хоровой коллектив «Фройндшафт». Каждый сентябрь в Харькове проходит региональный фестиваль немецкой культуры, а в октябре — в рамках всеукраинской акции —Дни немецкой культуры. 8 октября в День благодарения и День урожая члены общины устраивают выставку блюд немецкой кухни…

Богдан, О. Общины Харькова: с немецкой щепетильностью [Электронный ресурс] / Оксана Богдан.- Режим доступа: http://www.timeua.info/040311/36157.html . - 04.03.2011 г.

На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека ім. В. Г. Бєлінського

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 097-158-98-41.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 18.00
Вихідний день – вівторок, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ім. В. Г. Бєлінського
2011-2024