Архитектурное «лицо» губернского города
Оксана Богдан
225 лет назад, 20 апреля (по ст. ст.) 1786 года императрицей Екатериной II был высочайше утвержден план города Харькова.
От первого плана…
Появлению, как мы сегодня сказали бы, «перспективного плана развития» Харькова предшествовала бурная история. Более ста лет от своего основания город рос и развивался свободно. Некоторые историки говорят даже — хаотично. Возможно, столь сильное выражение не совсем уместно, ведь застройка все же была обусловлена рельефом, хозяйственной целесообразностью, народными традициями, в конце концов. Не будем забывать, что именно в то время сформировалась особая радиальная структура городской застройки, с которой Харьков не расстался и поныне. Все это видно на самом-самом первом плане города за 1742 год.
Все изменилось, когда в 1765 году Харьков перешел в новый статус — центра губернии.
— Губернский город настоятельно требовал упорядоченной застройки, — рассказывает директор Харьковского частного музея городской усадьбы Андрей Парамонов.
Но прежде чем упорядочить харьковское градостроительство, пришлось немало потрудиться: составить перепись домовладельцев, собрать и систематизировать уже существовавшие планы застройки. Андрей Федорович демонстрирует копии этих, самых первых, планов городов и слобод тогдашней Харьковской губернии:
— Вот такие чертежи более-менее крупных населенных пунктов, и в первую очередь Харькова, часто более похожие на рисунки, были собраны и представлены в столицу империи. К ним прилагались экономические примечания — также не только по Харькову, но и по всем крупным слободам.
На основании этого, по нынешним меркам довольно скудного материала, нужно было разработать ни много ни мало — перспективный план обновленного города. В связи с этим в 1767 году была введена должность губернского архитектора, подчиненного непосредственно губернатору. Первым харьковским губернским архитектором стал А. М. Вильянов. Он же подготовил и первый проектный план города. Но предложение Вильянова сенат отклонил и принял проект архитекторов «Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы». По справедливости, именно этот документ, датированный 1768 г., стоило бы считать первым перспективным комплексным планом города. Ведь именно он стал основой для дальнейшего превращения Харькова в настоящий губернский город.
По «образцовым» проектам
Впрочем, принятие плана в родимом отечестве никогда не означало его немедленного и полного исполнения. Так вышло и с Харьковом. Проект 1768 года пытался внедрить в городе классическую регулярную застройку: с прямыми геометрически правильными линиями улиц, просторными и не менее правильными площадями и парками. В общем, классицизм в его лучших проявлениях — супермодное в то время направление в искусстве и архитектуре. Да вот беда, кривоватые и холмистые улочки старого города с большим трудом «влезали» в строгие классические рамки. Правда, план четко определил центр города (район нынешней улицы Университетской), который застраивался уже в соответствии с предписанием. Но за пределами центра по-прежнему буйствовала самая что ни на есть сельская застройка, по-своему живописная, утопавшая в зелени садов, но внешне весьма мало соответствовавшая статусу губернского города.
В 1780-м на должность харьковского губернского архитектора был назначен П. А. Ярославский. И через пять лет появился план разбивки Харькова (тот самый, за 1786 г.), а затем, в 1787-м, — еще один план «Губернскому городу Харькову с пригородными слободами». Это планов громадье не осталось на бумаге. Основные принципы застройки, например, Захарьковской стороны, разработанные в плане, сохранились до нашего времени. Элементы регулярной планировки — на Подоле (Кооперативная и Кузнечная улицы с пересекающими их переулками), а также между набережной и площадями Руднева и Фейербаха.
В 1837 г. на Харьков было распространено «Положение об устройстве губернских городов» и в жизни харьковчан начались новые времена. Строительный комитет строго регламентировал застройку. Отныне в центре разрешалось возводить только каменные или деревянные здания на кирпичном фундаменте. В быт горожан вошло новое понятие — «образцовый», или типовой проект. Вернее, типовые проекты существовали и раньше, но до введения «Положения» они носили скорее рекомендательный характер. Теперь же «образцовым» проектам из столицы надлежало неукоснительно следовать.
— В этом была своя логика, — говорит А. Парамонов. — Например, каменные 2—3-этажные дома должны были иметь железную крышу — нелишняя предосторожность для уплотняющегося города с преимущественно деревянной застройкой.
Вообще прочность — эта общая особенность застройки того времени. В Воробьевом переулке есть очень старое здание, которое интересно не своей наземной, а подземной частью. Нынешние любители старины спорят: для чего предназначалось его столь обширное и добротное подземелье?
А. Парамонов считает, что оно — обязательный элемент застройки зданий на склоне: в те времена вначале сооружали подземное (часто неиспользуемое) сводчатое «помещение», над ним — цоколь, а затем уже возводили жилые комнаты.
Но вернемся к «образцовой» застройке. Регламентировался даже цвет фасада. Чаще всего дома оштукатуривали и окрашивали в кремовые, светло-желтые, розовые тона. Это создавало единый стиль губернского города. Он пережил века, но стремительно исчезает в наше время.
Фото и реальность
Несколько лет назад в Харьков приезжала группа питерских архитекторов. Тогда один из них высказался в том смысле, что в Харькове памятников архитектуры, возможно, побольше, чем в Санкт-Петербурге.
— Вероятно, питерские специалисты имели в виду именно этот, во многом утраченный Петербургом стиль застройки, — уточняет, услышав подобное мнение, Андрей Парамонов.
Дело в том, что «образцовые» проекты и классическая регулярная застройка применялись не только в Харькове. Так застраивались многие губернские города Российской империи и, конечно, Санкт-Петербург. Но Питер после этого успел многократно перестроиться, а вот Харьков вплоть до начала нынешнего столетия ее сохранял. Скажем, на улице Рымарской до наших дней дожили несколько домов того периода.
— На фотоснимках 1990-х — начала 2000-х годов характерные черты губернской застройки хорошо видны, — продолжает историк. — Да, дома в запущенном состоянии, но они первозданны. К сожалению, сейчас это историческое архитектурное наследие утрачивается катастрофически быстро.
Корреспондент «Времени» решила проверить, в каком состоянии находятся сегодня наиболее известные здания эпохи губернской застройки.
Дом №7 на ул. Рымарской (архитектор неизвестен, первая половина ХІХ в.) — пример постройки по «образцовому» проекту в стиле русского классицизма так называемого «безордерного» типа. В настоящее время памятник архитектуры «обтюнинговали» пластиковыми окнами на 2-м этаже, что в значительной мере снизило его ценность. Рядом (ул. Рымарская, 4) еще один представитель историко-архитектурного наследия — дом харьковского городского головы, купца ІІІ гильдии Е. Урюпина, построенный в конце ХVIII в. Небольшой изящный памятный барельефчик на здании затерялся среди навязчивого буйства наружной рекламы. Впрочем, на этом празднике рекламной жизни затерялся не только барельефчик, но и само здание. Заезжему туристу будет крайне сложно догадаться, что перед ним — строение, имеющее историческую ценность…
Если историческое архитектурное наследие Харькова будет деградировать такими темпами, то вскоре о нем действительно будут напоминать лишь старые фото.
Богдан, О. Архитектурное «лицо» губернского города [Электронный ресурс] / Оксана Богдан.- Режим доступа: http://www.timeua.info/050511/39484.html . - 05.05.2011 г.