Точка на карте: Савинцы
Артем Богдан
«Время» продолжает знакомить читателей с интересными местами и туристскими маршрутами Украины и Харьковщины.
На сей раз в составе небольшой группы туристов корреспондент газеты отправился в окрестности поселка Савинцы…
Звериной тропой
До места «высадки» — железнодорожной станции «Лесное» — мы доехали электричкой. От станции до конечного пункта путешествия нас отделял всего час ходьбы по рельсам. Но маршрут пролегал по широкой пятнадцатикилометровой дуге на запад, к руслу Северского Донца и Савинским охотничьим угодьям, и потом обратно к городу. И занял почти семь часов.
Начало пути пролегло через массив посаженного соснового леса. Лесное хозяйство, больше похожее на парк, пересечь не составило больших трудностей. Накатанные дороги, сосны, растущие рядочком, и противопожарные просеки вроде ничего сложного или интересного предоставить нам не могли. Но это лишь на первый взгляд. Ведь эти края, в отличие от опустошенных лесов под Эсхаром или Балаклеей, еще полны жизни…
Предчувствие не обмануло, вскоре нас уже радовало большое количество звериных следов, в основном заячьих и лисьих. А также несколько утоптанных звериных троп. В более густых и обширных лесах, чем те, что в пойме Северского Донца, можно встретить звериные тропы, которым десятки и сотни лет. Эти «накатанные» дороги ведут к солонцам или водопоям. Как и настоящие дороги, они время от времени разветвляются. Боковые «побеги» уходят к норам. Интересно, что от нор часто тянутся тропки к звериным туалетам. Гигиена — она везде гигиена. Под Савинцами таких лесных «трасс» конечно же, нет, но есть довольно утоптанные тропки, что тоже радует.
Мы вышли на поляну с кормушками для лесной живности. Снег был буквально истоптан следами зайцев, лис, косуль, а также лесников. Но «живьем» лесное зверье все не попадалось.
Уже на выходе из лесного хозяйства мы наткнулись на большой красивый знак, гласящий: «Охотничье угодье, проезд и проход воспрещен». Почесав «репы», мы как законопослушные туристы пошли в обход и были вознаграждены — перед нами выскочила косуля. Потревоженное животное держало дистанцию и убегало от нас, но к несчастью для косули, нам было по пути и мы неизменно её нагоняли. Косуля не раз останавливалась, показывая нам свой гордый профиль (как и у подавляющего большинства травоядных, у этих прекрасных животных глаза расположены по бокам головы, для широкого обзора, поэтому они плохо видят пространство перед ними). Косуля укоризненно глядела на нас, нервно дергала белоснежным хвостиком и прыгала дальше. Так продолжалось, пока она не встретила еще двух своих собратьев, и втроем они догадались свернуть с дороги в лес. А вместо лесных красавиц из чащи появился лесник, объезжающий свои владения на древнем мопеде «Рига». Сам факт того, что мопед вообще работал, тем более в такой мороз, уже вызывал уважение, а уж то, что слабомощный агрегат вез своего габаритного хозяина по немалому снегу… Снимаю шляпу.
Хорошо забытое старое
Пройдя еще пару километров по полю, что из-за сильного ледяного ветра было удовольствием ниже среднего, мы подошли к следующему пункту нашего путешествия — переправе через Северский Донец. Вездесущие рыбаки подсказали нам безопасный, по их мнению, лед. Повесив рюкзаки на одно плечо, как того требует техника безопасности (для провалившегося под лед человека тяжелый рюкзак прекрасно выполнит функцию булыжника на шее), мы прошли на другую сторону.
Здесь сосновое лесное хозяйство и равнина сменились холмистым лиственным «бесхозием». Лес стал напоминать крымский — крутые холмы и непролазные дебри. Забравшись на вершину холма, мы выбрали наиболее проходимый путь.
Посреди поля мы наткнулись на замечательный «арт-объект» — заброшенный на зиму кустарный заводик по переработке древесины в древесный уголь. Он состоял из трех переделанных под печи цистерн и одного разрушенного автобуса, обустроенного под временное жилище. Как ни странно, все окна были целы и даже законопачены соломой в местах, где резиновый уплотнитель истлел, а щели в корпусе аккуратно задуты стройпеной. В интерьере — две лавки, стол, буржуйка и пустая бутылка из-под пива. В целом очень мило.
Археологические раскопки свидетельствуют: еще пещерные люди знали, что такое древесный уголь. Наши далекие предки собирали его на пожарищах или делали специально, засыпая золой тлеющие головни. Почему именно древесный уголь? Очень просто — он не выделяет угарный газ и его можно использовать в пещерах. Сегодня древесный уголь незаменим в каминах и мангалах. Есть интересное историческое предположение, что первый металл был выплавлен случайно, — камни, которыми обложили очаг, оказались рудой. С тех пор эта «парочка» — древесный уголь и ручная ковка — неразлучны. Даже в современном мире настоящее чугунное «кружево» куют, используя древесный уголь. Вот так — на дворе XXI век, а без «пещерных» технологий никуда. Еще раз бросив оком на «чудо» первобытной техники, мы двинулись дальше.
Загадочные «терриконы»
Неподалеку от заводика стояла вышка. По всей видимости, пожарный наблюдательный пункт, либо заброшенный, либо оставленный без внимания зимой. С высоты птичьего полета слобожанские пейзажи выглядят впечатляюще. Перед тем как наша группа вошла в черту поселка, савинская природа подкинула нам занятную загадку — странные пирамидальные холмы, почти правильной формы, высотой в семь—десять метров. Наверное, они образовались под действием эрозии, «отделившись» от более крупных холмов. По крайней мере, я, как материалист, придерживаюсь такой точки зрения. Хоть и очень необычно — уж слишком «правильными», как для природного объекта, они выглядят. Может, читатели помогут разрешить эту загадку?
Подведя итог экспедиции, можно сказать: окрестности Савинцев прекрасно подходят для организации «походов выходного дня». Местность разнообразна, а обильная фауна дает возможность насладиться и фотоохотой. Из минусов, пожалуй, немалое расстояние от Харькова — около сотни километров. Путь на электричке от станции «Харьков-Левада» занимает больше двух с половиной часов.
Богдан, А. Точка на карте: Савинцы: [Электронный ресурс] / Артем Богдан.