Адайкина Е. А. Публичные библиотеки: сегодня и завтра?
УДК 021.1
Адайкина Елена Александровна
зав. отделом обслуживания
Центральной городской библиотеки
им. В. Г. Белинского
пошт. адреса: ул.Данилевского 34 эт.1,
г.Харьков, 61058, Украина;
конт.тел.: 068-06-19-457
e-mail: citylibbelin@gmail.com
Публичные библиотеки: сегодня и завтра?
Ключові слова: бібліотека, діяльність бібліотеки, культурно-масова робота бібліотеки
Ключевые слова: библиотека, деятельность библиотеки, культурно-массовая работа библиотеки
Key words: library, library activities, cultural work the library
Сегодня перед нами, работниками публичных библиотек, уже не стоит вопрос — нужно ли меняться современной библиотеке или нет. Ответ дала сама жизнь, она же ставит и новые вопросы:
• в каком направлении двигаться, как избежать тупиков развития
• как выстроить современную, развивающуюся систему обслуживания читателей (в первую очередь молодежи)
• как возродить интерес к чтению и сделать так, чтобы книжная культура, как источник интеллектуального развития не ушла в небытие
• как в условиях недофинансирования обновлять фонды библиотек
и многое другое
Раньше в библиотеку приходили за книгами, что на фоне общего дефицита книжного рынка, было вполне естественно. Сегодня интерес к публичным библиотекам сократился в разы. Я не употребляю термин «массовая» библиотека, поскольку массовость-то как раз и отсутствует. Что повлияло на этот процесс? Ответ мы знаем: появление электронных книг, социальные сети, занятость населения, в особенности молодежи и, конечно, устаревшие библиотечные фонды.
Если учреждение имеет название «библиотека», оно должно ему соответствовать, т.е. быть местом, где хранятся, собираются и выдаются книги в общественное пользование, Что же происходит сейчас? На пополнение фонда бюджетных средств не выделяют, а те платные услуги, которые хоть как-то помогали в приобретении новинок, отменили. Да, в некоторых библиотеках сделан неплохой ремонт, заменены старые стеллажи, но фонд остался старый, пополнение идет за счет дарственных книг, подписка на периодику минимальная. Поэтому многие люди считают, что библиотеки отжили свое, что библиотека – это пыль, хлам, консерватизм. А читателю необходимо знать, что в библиотеке можно найти не только книги, изданные десятилетия назад, но и самые актуальные новинки, которые не всегда он может позволить себе приобрести. Но, чтобы фонд постоянно пополнялся, чтобы библиотека могла активно заниматься социокультурной деятельностью, библиотеке никогда не будет хватать бюджетных средств, именно поэтому развитие сопутствующих услуг может стать одним из источников финансовых вливаний и помочь превратить библиотеку в культурно - досуговый центр города
Пока мы думаем над этими вопросами, другие структуры действуют: открываются так называемые коворкинги (от англ. Co-working, «совместная работа») разновидность общественных пространств, объединяющих людей для общения и творческого взаимодействия. В коворкингах можно пообщаться и попить кофе, поработать в интернете, арендовать зал для проведения небольших мероприятий, поучаствовать в тренингах и практикумах, провести время в комфортной обстановке и почитать книгу (кстати, оплачивается только время нахождения в них, а не количество выпитого кофе, прочитанной литературы или интернет-трафик).
Если молодому человеку придется выбирать между таким центром и библиотекой, то выбор будет сделан не в нашу пользу, ведь там удобные часы работы, безлимитный быстрый интернет, все устроено стильно и современно.
Для сравнения обратимся к опыту работы публичных библиотек других стран, например. Германии, где основную задачу библиотекари видят в том, чтобы книги дошли быстрее до читателей. Если издание привлекло внимание публики и прессы, оно должно быть сразу закуплено, обработано в течение 24 часов и предоставлено посетителям. В библиотеках Германии нет потрепанных книг, т.к. обложки с помощью устройства покрываются пленкой, а когда читатели сдают книги, то библиотекари, прежде чем книгу поставить на полку протирают ее влажной салфеткой.
Книжный фонд обновляется каждый год, планы работы составляются только на массовые мероприятия, библиографические отделы отсутствуют, и периодика не расписывается. В наших же библиотеках библиографы с усердием, достойным лучшего применения, расписывают несколько газет и популярных журналов, что совершенно не востребовано читателями, библиотекари заняты четким соблюдением статистического учета книговыдачи, посещений и прочего, чтобы, не дай бог, не снизить показатели, придуманные кем-то в незапамятные времена.
Любую нашу публичную библиотеку можно превратить в место, где посетитель может провести столько времени, сколько ему необходимо, чтобы отдохнуть, почитать, получить необходимую информацию. И не надо строить какие-то воздушные замки, а исходить из имеющихся площадей. Самое главное, чтобы чиновники от культуры помогали библиотеке развиваться, а не вспоминали о библиотеках только тогда, когда им потребуется очередная бумажка с отчетом. Может быть со временем, когда финансирование библиотек будет осуществляться в полном объеме, библиотеки будут бесплатными, но сейчас им необходимо как-то зарабатывать. Можно организовать бизнес-центр (или что-то под другим названием), выполняющий услуги по тиражированию, сканированию, набору текста, интернет-услугам и т. п. Будет уместным и кофе-автомат. «Платный» абонемент — тоже один из источников дополнительного финансирования. Что плохого в том, если читатели, которые не могут купить книжные новинки, получат возможность за небольшую, символическую плату, их прочесть? Но и этот источник пополнения фондов забрали у библиотек.
Но сотрудники публичных библиотек не сидят, сложа руки, (речь идет о централизованной библиотечной сети Шевченковского района Харькова). Мы стараемся удержать своих старых читателей и привлечь новых, проводим много интересных мероприятий, в том числе творческие конкурсы, активно работают клубы, объединяющие людей разных возрастов и интересов, пиар-акции и многое другое.
Кстати, по поводу конкурсов: Центральная городская библиотека им. В. Г. Белинского, единственная в городе, проводит два творческих конкурса: «Грани мастерства» и «Человек, судьба, эпоха». Если первый рассчитан на раскрытие творческого потенциала женщин в различных видах искусства и проводится благодаря спонсорской помощи, то задача второго — оказание помощи в творческой реализации вне зависимости от пола и возраста наших читателей. И этот конкурс лежит полностью на плечах библиотеки. Если опять обратиться к опыту работы европейских библиотек, то, например, во Франции годовой бюджет публичной библиотеки делится на средства для покупки книг и на проведение массовой работы. У нас же все строится на неиссякаемом энтузиазме работников библиотеки и ее читателей.
Нам пора задуматься, а те ли методы привлечения читателей и продвижения чтения мы используем? Количество массовых мероприятий растет, но постоянными читателями становятся немногие. В этой ситуации мы должны использовать различные методы, различные «приманки», чтобы не только не потерять основную читательскую базу, но и приумножить ее.
Можно начать с изменения структуры библиотек и штатного расписания. Необходимо отказаться от деления публичной библиотеки на читальный зал и абонемент: весь фонд должен быть в открытом доступе. Необходима кардинальная модернизация библиотечного пространства, меньше старых стеллажей с потрепанными книгами, библиотечное пространство должно работать на посетителя, чтобы люди захотели приходить к нам постоянно, условия их пребывания должны быть более комфортными, чем на работе или дома.
В штат публичных библиотек необходимо ввести организаторов массовых мероприятий, психологов и педагогов, необходим специалист по связям с общественностью, который будет заниматься постоянным информированием населения об услугах и мероприятиях библиотеки, а также привлекать дополнительные инвестиции.
Надо избавиться от показухи: во многих библиотеках больше внимания уделяется цветочкам, неинформативным выставкам, каким-то уголкам с рушниками, но при этом отсутствует свободный доступ к фонду, неудобно расположены места для читателей, посетителей встречают равнодушные лица библиотекарей. Часто под инновациями скрываются лишенные смысла организационно-управленческие перестройки, когда, например, сливаются две библиотеки, детская и взрослая, ее объявляют библиотекой семейного чтения, но при этом она находится в подвале, который постоянно затапливается. Вряд ли мы получим в этом случае более высокое качество обслуживания.
Можно сколько угодно анализировать зарубежный опыт публичных библиотек, но прежде всего надо понимать, что наши библиотеки и зарубежные живут по совершенно разным правилам: мы должны учитывать ресурсную базу наших библиотек, менталитет наших библиотекарей, их профессиональные представления.
Надіслано: 28. 03. 2016