Перейти на украинский язык Перейти на русский язык Перейти на английский язык

Эх, вдоль по улице Мишеля Платини!

Елена Зеленина

В Харькове на подготовку к чемпионату Евро-2012 потратили за два года свыше трех миллиардов гривен. А в общем и целом праздник футбола обойдется стране почти в 115 миллиардов в отечественной валюте.

При этом по мере приближения даты чемпионата в экспертных оценках все чаще звучат скептические нотки. К примеру, в отчете Ukrainian Economic Trends Forecast на 2012 год Аналитической группы Da Vinci AG отмечается, что убытки от проведения чемпионата могут составить около 6—8 миллиардов, но уже долларов.

Надо сказать, что скептические прогнозы периодически звучат на протяжении всего периода подготовки Украины к Евро-2012.

Сначала принято было ставить под сомнение само право украинских городов принимать чемпионат, затем сомнительной стала представляться окупаемость инвестиций, особенно в гостиничный сектор.

Однако власти (как предыдущие, так и нынешние) к Евро-2012 двигаются, что называется, непоколебимо и с необычайным воодушевлением. Более того, глава государства Виктор Янукович публично мечтает о проведении в Украине Олимпийских игр. А все сомнения оппонентов ограничиваются чисто эмоциональным уровнем (типа: кто будет жить в гостиницах-новостройках, если и нынешние стоят полупустые?).

Чего же все-таки больше: плюсов или минусов, у мероприятий такого масштаба, коль скоро речь мы ведем о стране, мягко говоря, с нестабильной экономикой?

Турист, да не тот?

Директор Da Vinci AG Анатолий Баронин любезно предоставил газете «Время» полный текст отчета Ukrainian Economic Trends Forecast на 2012 год, в котором утверждается, что на сегодняшний день Украина утратила шансы использовать проведение чемпионата Евро-2012 в качестве серьезного дополнительного стимула для инвестиций в туристическую и рекреационную отрасль. Причиной стала негативная ситуация на внешних рынках инвестиций и низкий уровень доверия иностранных инвесторов к Украине. Посему вложенные в Евро-2012 средства вряд ли смогут возвратиться в экономику страны в среднесрочной перспективе.

Подобная экономическая практика характерна для стран с неразвитой инфраструктурой, которые принимают мероприятия подобного уровня. Так, по существующим оценкам, убытки Греции от проведения летних Олимпийских Игр в 2004 году составили около 4 млрд. долларов. Убытки ЮАР от проведения чемпионата мира по футболу-2010 составили около 3 млрд. фунтов стерлингов.

На сегодняшний день существует значительная неопределенность в оценках представителями власти количества туристов. Максимальная озвученная цифра составляет 1 миллион человек. Однако реальный показатель может варьироваться от 150 до 300 тысяч. И хотя Украина, в отличие от Польши, будет принимать болельщиков из стран, менее потерпевших от кризиса, как-то: Германии, Великобритании, Швеции, Франции, Дании, уровень трат туристов вряд ли будет крайне высоким.

— Мы не ожидаем увеличения потока туристов, способного кардинально изменить ситуацию в рекреационной сфере, после проведения чемпионата. Вместе с этим не будет дан толчок туризму в стране, развитию малого и среднего бизнеса в отрасли, — считает Анатолий Баронин. — По нашим оценкам, реальность этого сценария подтверждается позицией официальных властей, которые делают акцент не на инвестиционных и экономических приобретениях экономики Украины вследствие проведения чемпионата, а на имиджевой и стратегической инфраструктурной составляющей.

И еще один важный момент, который эксперты пока не учитывают: футбольные болельщики — это особенная категория туристов, зачастую не отличающаяся примерным поведением. Говорят, австрийскую столицу от последствий чемпионата Евро-2008… вычищали целых три месяца!

Взлет с разбега…

Мой приятель Константин, который много времени проводит за рулем и отличается отменным чувством юмора, шутит: «Напишу Кернесу письмо с предложением одну из главных магистралей Харькова переименовать в улицу имени Мишеля Платини». Так он выражает свое искреннее восхищение переменами, происходящими в Харькове навстречу Евро-2012.

— Город-то как преобразился! — то и дело восклицает Костя, наматывая километры по хорошо отремонтированным дорогам и любуясь набережными и скверами.

Вложения в инфраструктуру принимающих матчи Евро-2012 городов и страны в целом, действительно, впечатляют. Иной раз кажется, что если бы не футбол, положительных изменений в этих сферах нам пришлось бы ждать еще лет этак пятьсот (как напророчил еще А. С. Пушкин).

К ноябрю минувшего года удалось завершить возведение всех четырех стадионов в городах-участниках. А с мая между принимающими городами начнут курсировать скоростные поезда Hyundai. Идет строительство 34 отелей и реконструируется еще 271.

Совершенно фантастические перемены происходят в инфраструктуре авиаперевозок. Украина до февраля 2012 года получит четыре модернизированных по лучшим европейским образцам аэропорта — в Донецке, Львове, Харькове и Киеве. В ушедшем году авиационная отрасль уже показала серьезную динамику роста. Украинские аэропорты обслужили 11,6 млн. пассажиров — на 21% больше, чем в предыдущем. В харьковском аэропорту эксплуатируются две взлетно-посадочные полосы — новая, длиной 2,5 тыс. м (получила сертификат 25 ноября 2011 года), и старая, длиной 1,5 тыс. м. Продолжаются работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы во Львове, а новая взлетно-посадочная полоса в аэропорту «Донецк», введенная летом 2011 года, позволяет принимать все типы существующих воздушных судов. В «Борисполе» завершена реконструкция терминала «В», введен в эксплуатацию новый терминал в аэропорту «Харьков». Новые терминалы получат Львов и Донецк, еще один новый терминал — «D» — будет в Борисполе. В новом терминале «D» устанавливается самое современное оборудование, внедряются новейшие технологические схемы обслуживания пассажиров. Следовательно, украинские аэропорты вскоре смогут конкурировать со своими собратьями в Вене, Мюнхене, Франкфурте.

Интересно, что реконструкция стадиона «Металлист» в Харькове производилась с использованием отечественных строительных технологий и материалов. Еще плюс: помещение для работы журналистов, которые будут освещать события Евро-2012 из Харькова, оборудуют солнечными батареями. Таким образом удастся проверить, как выработка солнечной электроэнергии действует у нас в регионе с перспективой на внедрение подобных технологий на промышленных объектах области.

Дорожные проекты правительство Украины планирует завершить полностью до 30 апреля 2012-го. От западных границ до Киева после реконструкции уже можно ехать по дороге высокого качества. А в преимуществах автотрассы от Киева до российской границы ваш корреспондент убедилась минувшей осенью, проехав по трассе Киев — Житомир. Вице-премьер Борис Колесников убежден, что Украина за 10 лет будет иметь дороги европейского образца.

…и жесткая посадка?

Матчи европейского чемпионата пройдут кратким мгновением в истории большого европейского футбола. А дальше — что?

По оценкам чиновников Минэкономразвития, проведение Евро-2012 обеспечит рост реального ВВП на 0,8 процентных пункта, что соответствует примерно 10 млрд. грн. В то же время эксперты Da Vinci AG обращают внимание на динамику ВВП в странах, проводивших мероприятия подобного масштаба, которые до этого не имели соответствующей инфраструктуры. Прослеживается отчетливая закономерность: показатели роста ВВП до чемпионата всегда выше, чем после него.

Это не удивительно. Вложение денег в развитие инфраструктурных проектов всегда дает эффект экономического роста. Если после чемпионата поток инвестиций остановить, то падение неизбежно.

Дефолта украинской экономики не будет, утешают эксперты. Завершится Евро-2012, которое было большой налоговой и бюджетной нагрузкой последние три года и, соответственно, можно будет вздохнуть с облегчением и высвободившиеся бюджетные деньги направить на новые инвестиционные проекты. Желательно — в сферу высоких технологий и социальное обеспечение. Или использовать на погашение госдолга.

Если, конечно, наши чиновники не придумают себе нового занятия по эффективному собиранию «откатов», типа строительства ледовых дворцов с целью проведения чемпионата мира по хоккею.

Коррупция в сфере «дерибана» бюджетных средств просто зашкаливает, и это признают и президент, и глава Кабмина. Ведь бизнес не горит желанием вкладывать деньги в проекты с длительным сроком окупаемости, а то и вообще неокупаемые. Ему выгоднее строить жилые дома, офисные и торговые центры, а не эфемерные спортивные комплексы.

 

 

Зеленина Е. Эх, вдоль по улице Мишеля Платини! [Электронный ресурс] / Е.Зеленина. - Режим доступа: http://www.timeua.info/180112/54057.html . - 18.01.2012г.

На нашем сайте появился ресурс, который поможет найти ближайшую к вам библиотеку, узнать, как с ней связаться и воспользоваться ее услугами. Будем ближе в цифровом и реальном мире!
Наши фотографии
Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Проверка тИЦ и PR
Центральная городская библиотека им. В.Г.Белинского

Адрес: Украина, Харьков, 61058, ул. Данилевского, 34
Телефон: (057) 705-19-90. citylibbelin@gmail.com
Время работы - c 10.00 до 18.00
Выходной день – вторник, в летнее время: суббота и воскресенье
Санитарный день – последний день месяца
Подробная контактная информация
©Copyright ЦГБ им. В. Г. Белинского
2011-2018