Легенды, люди и факты музыкальной жизни Харькова. Главное дело победоносной жизни Юрия Щербинина
Сейчас в нашем городе функционирует менее 15 музеев (по крайней мере, сколько я смогла насчитать), и, к сожалению, ни в одном интернет-каталоге нет сведений об общественном музей «Обереги музыкальной Харьковщины». Узнать о нем можно только из уст своих знакомых, или случайно натолкнувшись на страницу Facebook Юрия Щербинина. И все же, по моему мнению, этот музей по ведомости должен стоять рядом с ведущими - историческим и художественным, ведь он содержит бесценные и уникальные артефакты культурной жизни первой столицы.
Приятным является тот факт, что Юрий Леонидович почти ежедневно приветливо встречает гостей в своих владениях, и неважно, сколько их - двое или более десяти ... Как следствие, по принципу «сарафанного радио» все больше людей узнают об этой глыбу музыкального прошлого Харькова ...
С чего начать описание своих впечатлений после посещения музея «Обереги музыкальной Харьковщины»? Наверное, его основателя и директора Юрия Леонидовича Щербинина. Это человек, который каждую частицу своей души отдает делу всей жизни. С юношеских лет он мечтал о создании музея музыкальной культуры, собирая редкие материалы, воспоминания, общаясь с легендарными личностями, их родственниками. И мечта осуществилась лишь в 2014 году, когда уже даже не верилось, что это возможно. За каждым экспонатом музея стоит своя история, которую с вдохновенных уст Юрия Леонидовича можно слушать часами. Это личность, для выражения восхищения которой не хватает слов. Он фактически самостоятельно создал музей и лично проводит экскурсии. Сам фотографирует своих гостей чтобы сохранить уже современную историю для будущих поколений...
Музей занимает целый первый этаж ХНУПС им. И. Кожедуба. Экспозиция, состоящая из 21 стенда, помещена в двух залах. Доминанты экспозиции, их тематическое направление, структура разработаны таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть основные этапы развития музыкальной жизни Харькова с конца XVIII в. до современности. Поэтому все материалы расположены по хронологически-тематическому принципу: от зарождения музыкальной жизни в Харькове ( «Музыкальные первопроходцы Слобожанщины», «У истоков музыкального воспитания»), через страшную правду истории ( «расстрелянного возрождения», «Дорогами корифеев») до настоящего ( « Харьков музыкально-театральный »,« Шли они по дорогам войны »).
К числу наиболее интересных экспонатов выставки относятся: редкие фото выдающихся композиторов, сделанные знаменитым А. Федецкий (в частности, самый известный портрет П. Чайковского, 1893) книга 1743 из библиотеки первого генерал-губернатора Харькова Е. Щербинина, которой касалась рука Г. Сковороды, личные вещи Ильи Слатина, его дирижерская палочка (была подарена музею еще в 1967 К. Л. Дорошенко) ученическую тетрадь К. Дашкевича, воспитанника Петербургской консерватории по классу Н. Римского-Корсакова, с правками и оценками Римского-Корсакова 1894 г.; автографы П. Чайковского, В. Горовица, И. Козловского; настоящая переписка нотного издателя Юргенсона и Чайковского; программа концерта в Народной консерватории (Пушкинская, 62), написанная рукой В. Горовица; клавиша рояля, на котором играл П. Чайковский (интересна история, как она попала к Юрию Леонидовичу!); сейчас единственный в Европе торжественный бунчук (принадлежавший военным оркестрам; цитра конца XVIII в .; личные вещи и рукописи Я. Степного; афиши концертной жизни Харькова за 1908 ГОДУ ...
Когда узнаешь, что такие крупные имена связаны с Харьковом и ты можешь увидеть, какой у них был почерк, прочитать, как они выражали свои мысли, взглянуть на настоящие фото или прикоснуться к чему-то, дух захватывает ... После такого нельзя остаться равнодушным, это стоит знать, и в первую очередь музыкантам (студентам университета), которые, по словам Ю. Л. Щербинина, к сожалению, редкие гости музея.
Экспозиция «У истоков музыкального воспитания» одна из первых в музее. Она рассказывает о зарождении музыкальных классов в Харькове. Здесь можно увидеть документ - обращение М. П. Концевича к губернатору с просьбой открыть музыкальные классы в Харькове. Оказывается, первым это сделал не И. И. Слатин!
Одним из первых учителей музыкальных классов был скрипач, дирижер, композитор И. Витковский (талантливый ученик И. Гайдна). Об этом свидетельствует копия соответствующего документа. Именно он написал ораторию к открытию Харьковского университета (1805) и основал первую фабрику инструментов, где изготавливали фортепиано (1813).
Еще одной личностью, которая стояла у истоков музыкального воспитания Харькова, является талантливый виолончелист, князь Николай Борисович Голицын - друг А. Пушкина и Л. Бетховена. В витрине можно увидеть копию письма из записной книжки Л. Бетховена: «Не забыть отправить ноты моему другу М. Голицыну». Его игру высоко ценил и М. Глинка. Много для развития музыкальной культуры Слобожанщины сделал и хоровой дирижер Юрий Николаевич Голицын (сын М. Б. Голицына). Кстати, в музей Ю. Л. Щербинина из Парижа недавно приезжала родственница Голицыных - княгиня Екатерина Александровна Голицына, которая искренне восхищалась уникальностью имеющихся материалов, фото и книг...
Кроме того, в экспозиции «У истоков музыкального воспитания» можно увидеть материалы, которые свидетельствуют о связи русского композитора М. Глинки с Харьковом, в частности фото дома, где он жил, статьи музыковедов и др.
Интересным экспонатом, как по мне, изданная в типографии Харьковского университета «Теория музыки» (1918) минералога, композитора, доктора философии, горного начальника Гессе де Кальве.
Подытоживая, можно сказать, что музыкальная жизнь Харькова имеет богатые профессиональные корни, что, безусловно, сказалось на его развитии в последующие годы. Очень ценным является тот факт, что эта музыкальная генеалогия постепенно восстанавливается, и мы можем отслеживать все родословные связи.
Экспозиция «От джаза до «Веселого Роджера» посвящена другим музыкальным направлениям и их проявлениям в Харькове, в частности джаза и рока.
В витрине можно увидеть фотографии Иосифа Шиллингера, который был учителем Джорджа Гершвина и Глена Миллера. Он преподавал композицию в Харькове с 1918 года, был дирижером первого эстрадно-симфонического оркестра Украины. Современным представителем харьковской джазовой школы является виртуозный пианист и импровизатор Сергей Давыдов.
Стенд также реет яркими фотографиями с концертов Сергея Щелкановцев (псевдоним СЭР) и его группы «КПП». О харизме и энергичность музыканта свидетельствует его сценический костюм, который стоит у витрины. В начале 1980-х Сергей Щелкановцев стоял у истоков «первой волны харьковского года». Был автором и ведущим еженедельной телепрограммы о рок-музыке на канале «Тонис» - «Под Веселым Роджером».
Экспозиция «В слова дирижер нет женского рода» посвящена первой в Украине женщине - дирижеру Алисе Видулиной. Выпускница кафедры оперно-симфонического дирижирования Киевской консерватории, хотя и несколько сетует на свою непопулярность в родном городе как дирижер, но гордится своими выпускниками (Аллин Власенко, Виталий Куценко и другие). Всю жизнь она проработала в театре музыкальной комедии и в Академии культуры. В витрине музея содержатся афиши с ее концертов лет обучения, в которых звучала музыка Листа, Глазунова, Рахманинова, Кабалевского, Вебера, Бизе.
Большое значение для Харькова имеет экспозиция «Дорогами корифеев», посвященная основателям харьковской музыкально-теоретической школы - М. Тицу, Д. Клебанова, В. Губаренко, В. Борисову, М. Карминский, музыковедам И. Миклашевский и Г. Тюменев. Здесь можно познакомиться с рукописями их партитур, прикоснуться к печатной машинки, на которой рождались научные мемуары Г. Тюменев, посмотреть редкие фотографии (например, запечатлен во времени момент записи народных песен В. Стеблянко).
В общем после посещения музея у меня остались только самые приятные воспоминания. Такое впечатление, что за короткое время я прочитала интересную и познавательную книгу. Даже удивилась, взглянув на часы, экскурсия длилась два с половиной часа, время пробег незаметно. Увлекаюсь преданностью Юрия Леонидовича собственной мечты, на осуществление которой он ждал почти полвека. Этому можно только позавидовать ... Надеемся, что дело его жизни найдет благодарен человеческий отклик и будет обязательно продолжена неравнодушными патриотами своего края.