Перейти на украинский язык Перейти на русский язык Перейти на английский язык

Харьков. Аэропорт — полет во времени

Нина Спасская

Гражданская авиация и воздушные ворота городов обладают особой магией. Сколько лирических стихов, песен, кинофильмов создано на эту тему.

Сегодня в новых комфортабельных аэропортах всего постсоветского пространства стало модным проводить экскурсии.

Сотрудники рассказывают, какие процедуры проходят пассажиры, что происходит с багажом после того, как его сдают на стойках регистрации. В некоторых случаях можно даже посидеть в кабине самолета и почувствовать себя командиром экипажа или штурманом. Не стал исключением и харьковский аэропорт.

Не многие харьковчане знают, что именно наш город можно считать местом зарождения гражданской авиации в Украине. В 1923 году было учреждено акционерное общество «Укрвоздухпуть». Его задачей была организация регулярных пассажироперевозок.

Первые воздушные ворота были построены в харьковских Сокольниках в 1923 году, и выглядел аэропорт весьма непрезентабельно. Но, не смотря на неказистый фасад, самолеты летали. Начали выполняться регулярные рейсы по маршрутам Харьков-Киев и Харьков-Одесса 25 мая 1924 года.

Смешались в кучу — кони, люди

Изначально аэропорт или воздушная станция, как называли аэропорты в СССР до 1932 года, делил территорию с ипподромом. В 1926 году на базе авиамастерских в Харькове был организован Авиазавод им. Совнаркома УССР. 19 мая 1926 года у самолета Комета-III, который вылетел из Харькова, произошла утечка масла. Экипаж решил вернуться, однако в момент посадки на территории аэропорта уже начались скачки. Чтобы избежать столкновения с лошадьми пилот свернул в сторону, однако самолет зацепил крылом дерево и упал на трибуну. В авиакатастрофе погибли пилот, бортмеханик и два пассажира. После этого случая скачки больше не осуществлялись на этом месте, а аэропорту присвоили статус столичного.

В 1931 году из Харькова были открыты рейсы Харьков-Ростов-Минеральные Воды-Орджоникидзе-Махачкала-Баку и Харьков-Днепропетровск-Кривой Рог-Николаев-Одесса.

В 1932 году было завершено строительство основных объектов аэропорта на новом участке, расположенном в 3,5 км от железнодорожной станции Основа. В 30-е годы XX века из Харькова осуществлялись рейсы в Москву. Киев, Тбилиси, Симферополь, Сталино (Донецк), Мариуполь, Одессу, Сочи, Минеральные Воды. В 1936 харьковский аэропорт был признан лучшим в СССР.

На 100 метров по две-три воронки от бомб

В 1940-1941 годах в аэропорту построили две цементобетонных полосы длинной 1000 м и шириной 80 м, рулежные дорожки и места для стоянки самолетов из кирпича и цементобетона, аэровокзал, склады, два железных ангара. Аэропорт был оснащен радиомаяком. В период Второй мировой войны аэропорт Харьков Основа был сильно разрушен: летное поле, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, стоянки для самолетов больше нельзя было использовать. Акты проведенных исследований того времени говорят о том, что на каждые 100 м приходилось по 2-3 воронки от бомб. Разрушены были также ангары и здание аэровокзала. В 1944 году 4-х этажное жилое здание, пострадавшее от пожара, было переоборудовано в аэровокзал, в 1947-1950 годы был построен контрольно-диспетчерский пункт, склады, котельная.

Новый аэровокзал был введен в эксплуатацию в 1955 году и имел близнецов по всему СССР, так как был выстроен по типовому проекту НИИ «Аэропроект». Он был запечатлен на всех почтовых открытках как визитная карточка города. В 1958 году аэропорт начал реконструкцию для того, чтобы принимать самолеты Ил-18 и Ан-10.

В 1960 году аэропорт Харьков Основа получил обновленный аэродром: покрытия полосы, рулежной дорожки и стоянки самолетов были усилены асфальтобетоном, полоса была удлинена на 500 метров до 1500 метров, проведена реконструкция системы посадки самолетов.

В 1972 году взлетно-посадочная полоса была удлинена до 2220 метров, а годом позднее из Харькова начали летать реактивные самолеты Ту-134.

В 1974-1975 годы аэропорт Харьков Основа обслуживал до 1,5 млн. пассажиров. В 1990 году через аэропорт прошло 1,8 млн. пассажиров. Объемы перевозок почты составили 2 тыс. тонн, грузов — 35 тыс. тонн. Спад перевозок начался с 1991 года. В 1995 году аэропорту Харьков был присвоен статус международного.

Сегодня старый терминал реконструирован и переделан под обслуживание VIP-пассажиров. Площадь нового современного, оснащенного по последнему слову техники терминала международного аэропорта «Харьков» составляет 20 тыс. кв. метров. Харьковчане гордятся красотой, безопасностью и удобством своего аэропорта. Но все-таки, ретроснимки обладают удивительным качеством воссоздания времени. Ведь прошлое можно почувствовать, но вернуться в него, к сожалению, невозможно.

 

 

Спасская, Н. Харьков. Аэропорт — полет во времени [Электронный ресурс] / Н. Спасская.- Режим доступа: http://timeua.info/post/kharkov/har-kov-aeroport---polet-vo-vremeni-04698.html . - (дата обращения 18.08.2016)

На нашем сайте появился ресурс, который поможет найти ближайшую к вам библиотеку, узнать, как с ней связаться и воспользоваться ее услугами. Будем ближе в цифровом и реальном мире!
Наши фотографии
Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Проверка тИЦ и PR
Центральная городская библиотека им. В.Г.Белинского

Адрес: Украина, Харьков, 61058, ул. Данилевского, 34
Телефон: (057) 705-19-90. citylibbelin@gmail.com
Время работы - c 10.00 до 18.00
Выходной день – вторник, в летнее время: суббота и воскресенье
Санитарный день – последний день месяца
Подробная контактная информация
©Copyright ЦГБ им. В. Г. Белинского
2011-2018