Вострикова М. Мультимедийные продукты Харьковской специализированной музыкально-театральной библиотеки им. К. С. Станиславского
УДК 027.52(477.54)
Вострикова Марина Сергеевна,
главный библиотекарь ХСМТБ
им. К.С.Станиславского
тел. (057) 702-18-51
E-mail: artlib_1955@ukr.n
Мультимедийные продукты
Харьковской специализированной музыкально-театральной
библиотеки им. К. С. Станиславского
Ключевые слова: библиотека; специализированная библиотека, библиотечное обслуживание; мультимедийные продукты
Ключові слова: бібліотека; спеціалізована бібліотека, бібліотечне обслуговування; мультимедійні продукти
Key words: library; specialized library, library services; multimedia products
Главной задачей любой публичной библиотеки является всестороннее удовлетворение информационных и духовных потребностей своих читателей. Посетители музыкально-театральной библиотеки – люди в основном творческие, одарённые, увлечённые своим делом. Поэтому приоритетной задачей нашей библиотеки была, есть и будет помощь в эстетическом воспитании, в овладении профессией, в нравственном становлении. Творческие люди нуждаются в оценке своего труда, в чутком и внимательном отношении к себе. Им необходимо создавать оптимальные условия для самореализации. Библиотека, имея в своём распоряжении прекрасные концертный и выставочный залы, в состоянии откликаться на самые креативные предложения. За 60 лет работы библиотеки были использованы различные формы проведения мероприятий:
• беседы с людьми творческих профессий
• литературные и театральные праздники
• художественные и книжные выставки
• музыкально-поэтические вечера
• детские фестивали, концерты, конкурсы
Харьковская специализированная музыкально-театральная библиотека им. К. С. Станиславского – это методический центр по эстетическому воспитанию, который стал научной базой для педагогов культурно-образовательных учреждений.
Долгое и плодотворное сотрудничество библиотеки с музыкальными и художественными школами, специализированными ВУЗами, музеями и театрами города помогает нам создавать, говоря современным языком, качественный продукт.
Однако жизнь стремительно развивается, сегодняшние технологии активно меняют привычное информационное поле. Чтобы оставаться востребованными, библиотечной среде следует находить новые формы и методы в работе.
Много лет к нам приходят люди разных возрастов с целью получить информацию из мира искусства. Данная информация - это не только печатная продукция. Сегодня требуются видео и аудио материалы, электронные ресурсы, возможности сети Internet.
Поиск, анализ, обработка и систематизация всех этих материалов – дело трудоёмкое и кропотливое, а молодое поколение всегда в цейтноте. Им нужно предоставить некий синтетический продукт, в котором всё собрано воедино. Так родилась идея мультимедийных презентаций, основанных на книжных и архивных фондах в сочетании с возможностями медиатеки. А к таковым относятся:
• фильмы о знаменитых режиссёрах и актёрах
• телевизионные передачи о выдающихся деятелях искусства
• энциклопедии по искусству и виртуальные галереи живописи
• видеоуроки для музыкантов и художников и мн.др.
Виды мультимедийной информации подразделяются на образные, текстовые, слуховые и графические. Они имеют неоспоримые достоинства, а именно: разнообразие форм и средств, удобство быстрого копирования, современное прочтение, яркое эмоциональное воздействие. Таким образом, с помощью современных компьютерных технологий у нас появился способ представить творчески переработанную, адаптированную для разного возраста слушателей развёрнутую информацию в виде подборки слайдов к определённым темам.
Первым в цикле презентаций стал эстетический проект под названием «Через книгу и Интернет войди в Мир Искусства». В него вошли общеобразовательные материалы по различным видам искусства и темы, согласованные с педагогами школ эстетического воспитания, колледжей, вузов. Большой популярностью в течение пяти лет со дня старта первого проекта пользуются мультимедийные лекции о стилях и жанрах, о музыкальных инструментах, о жизни и творчестве художников разных стран и эпох, об архитектурных шедеврах многих мировых столиц. Любопытно отметить, что лекции слушали не только учащиеся харьковских учебных заведений, но и воспитанники областных школ эстетического воспитания. Успех данного проекта вдохновил нас на дальнейшие поиски тем и сюжетов.
В справочно-библиографическом отделе ХСМТБ им. К. С. Станиславского есть подраздел, занимающийся краеведением. Усилиями многих библиотекарей десятилетиями туда стекалась информация о культурной жизни Харькова и Слобожанщины за все годы их существования. Знаковые имена, события, факты, всё, что способствовало развитию города, что делало его Первой столицей, хранится в фондах отдела. Эти уникальные материалы, представленные газетными вырезками, буклетами, афишами, старыми открытками и фотографиями, являются настоящими сокровищами для тех, кто изучает свой край. Потому вторым мультимедийным проектом стал цикл лекций под общим названием «Я люблю Харьков». Цель данного продукта – вызывать интерес жителей города и области к своей истории. Существует тезис о том, что человек демонстрирует бережное отношение к культурному достоянию лишь тогда, когда хорошо его знает, эта и стало для нас отправной точкой в работе. Своими материалами и мероприятиями мы стремились активизировать культурную жизнь, организовать досуг людей разного возраста, способствовать созданию позитивного имиджа города.
Темы лекций объединились следующим образом:
• Харьков музыкальный
• Харьков театральный
• Харьков художественный
• Виртуальные путешествия по харьковским улицам
• Усадьбы Слобожанщины
Данный проект проходит «первое слушание» на заседаниях краеведческого клуба «Слобожанское колесо», члены которого регулярно собираются для обмена ценной информации, для встреч с интересными людьми, для обсуждения тем, связанных с культурной жизнью Харькова.
Уверены, что проект «Я люблю Харьков» ждёт долгая и насыщенная жизнь, т.к. посвящён он величайшим людям, чья жизнь напрямую связана с Харьковом, чьими именами мы сегодня гордимся, благодаря кому о Харькове знают во всём мире.
Наш дом, наша надежда, будущее наших детей – это семья. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Именно семья объединяет поколения, передавая мудрость и традиции от старших к младшим. Вряд ли нужно напоминать о том, какое значение в наши дни приобретает помощь семье в решении задач различного характера. Наряду с образовательными и социальными институтами именно общедоступные библиотеки могут оказать семье неоценимую помощь.
Работая с детьми, пробуждая у них творческие силы, включая их в активную деятельность, мы не забываем и об инициативности родителей.
Третий проект "В пошуках мистецьких скарбів" родился из идеи создать семейную гостиную, куда могли бы приходить родители вместе с детьми в поисках ответов на вопросы в области детского чтения, где они смогли бы участвовать в семейных мероприятиях, просто общаться. Практика показала – если родители и дети увлечены общими интересами, игрой, творчеством – это помогает им существенно сблизиться, больше понять друг друга.
Семейный проект «В пошуках мистецьких скарбів» представляет собой серию праздников выходного дня, а также тематические театрализованные мероприятия. Составляющими для них являются:
• квест-путешествие «Старая карта»
• «Сокровища из сундука»
• «В городе мастеров»
• «Таинственный остров»
• «Онлайн – приключение»
• «Советы весёлого островитянина».
Первый этап праздника начинается с того, что участникам выдаётся карта с обозначениями тех мест на «острове», которые следует посетить любознательным путешественникам. Это не что иное, как экскурсия по библиотеке.
Далее, следуя указаниям весёлого островитянина, участники ищут спрятанные сокровища. Ими могут быть редкая книга, грампластинка, аудио- или видеозапись, старинная фотография или иллюстрация. Если предполагаемая тема посвящена, например, импрессионизму, то в нотном отделе гости отыщут нотные сборники французских композиторов Дебюсси и Сати, в отделе искусств и художественной литературы это будут иллюстрации Клода Моне, в справочно-библиографическом отделе сокровищем станет ярко иллюстрированная энциклопедия.
Третий этап – мастер-класс от специалиста – предполагает встречу с художником или народным умельцем, за работой которого можно понаблюдать и перенять некоторые навыки. Для этой цели приглашаются мастера, с которыми библиотека наладила давние дружеские отношения. В этой роли могут выступать и студенты-волонтёры из специализированных Вузов города. Практика показала, что студенты охотно пробуют себя в роли педагогов-наставников и с удовольствием обучают тому, чему ещё сами учатся в стенах учебного заведения.
Основная часть приключения приходится на мультимедийную презентацию, которая соответствует главной теме праздника. Темы выбираются заранее по желанию и вкусу участников. Их более 40, а список выставлен на сайте библиотеки. Например:
• Сказочные герои в музыкальных произведениях
• Кукольные истории (из жизни игрушек)
• Украинские семейные праздники (по иллюстрациям художницы Т. Зеленченко)
• История украинского костюма
• По следам короля Артура
• Под крылом у Синей птицы (о детском театре Натальи Сац)
• Как нарисовать музыку (музыка и анимация)
• Мифы Древней Греции
К «Онлайн-приключению» относится викторина у компьютера, подключенного к сети Internet. Тому, кто быстрее и точнее найдёт ответы, выдаются «пиастры», по количеству которых в конце викторины называется победитель.
В то время, пока младшие участники ищут ответы на вопросы викторины, для родителей проводится консультация о том, как обезопасить себя при работе с интернет-ресурсами. Это своего рода урок медиаграмотности, т.к. многие взрослые задаются вопросом: как обеспечить комфортные условия для тех, кто учится.
Основные принципы образовательно-развлекательного проекта:
• принцип «лестницы» – поступенное восхождение к хорошей литературе, хорошей музыке, хорошему вкусу;
• принцип энциклопедичности, т.е. универсальность и краткость;
• тематическое разнообразие, поскольку ничто так не убивает творчество, как скука.
Таким образом, на территории библиотеки организовывается общение детей и родителей, развиваются познавательные и творческие способности. Участники, в конце концов, приходят к выводу, что главные сокровища рядом с нами – это интересные книги в библиотеке, художественные произведения в музее, музыкальные произведения в концертном зале. А библиотека приумножает круг своих читателей.
Надійшло 08.04.2016