Солнечный дом
Александр Анничев.
Под таким названием морозным декабрьским вечером в читальном зале библиотеки им. В. Г. Белинского проходил вечер любителей изобразительного искусства и литературы.
Разного возраста люди собрались, чтобы взглянуть на живописную флористику Натальи Меншовой, сопровождаемую стихотворными строками Элеоноры Городецкой. В свое время Наталья Михайловна сочинила прекрасную сказку «Челобитное окно», в её контексте это не исторический артефакт, куда подавались жалобы царствующей особе, а скорее символические духовные врата, через которые возможно обращение человека к Богу, — «…Премудрость Создала Себе Дом и дала Людям Крылья Любви, Веры, Надежды. Свободу летать на крыльях Славы по чистому Небу к Солнцу и Морю. Благодать – в любви вить свои гнезда и Главное богатство – детей на радость Родине-Матери. «Не Премудрость ли взывает и не разум ли Возвышает голос свой» (притч. 8.1). «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумия, и живите, и ходите путем разума» (притч. 9.5.6).
На вечере был представлен Рождественский календарь с роем символических значений, заключенных в четырех переменах времен года — зимы, весны, лета и осени. Хотим мы того или нет, но вне нашего желания времена менялись, изменялись, давая понять, что неизменными остаются только истины, кои мы определяем непреходящими. Лишь они способны подводить нас к мыслям праведным, вселять надежду и думать: сколь чистое пространство оставим после себя тем, кто придет нам на смену. Рождественские календари стали душевным подарком всем, кто присутствовал на этом прекрасном вечере.
На большом экране возникали флористические натюрморты, созданные кистью Натальи Меншовой, становясь декоративным фоном, на котором читала стихи маленькая хрупкая Элеонора Ильинична. Вначале голос звучал робко, но постепенно окреп, от уверенности в том, что стихи не просто внимательно, а взволнованно слушают те, к кому она их обращает.
Как созвучны
наши души,
Чутко Небеса
послушать
И при помощи
искусства
Передать всем
наши чувства!
Опадали лепестки изысканных роз, разливался по залу запах дурманящей сирени, отвоевывали свое положение среди городских цветов цветы полевые, пробивались сквозь «асфальт» равнодушия одновременно нежные и мужественные одуванчики. Мы забыли, что за окнами снижается температура, что будет трудно возвращаться домой по обледенелым тротуарам и вообще о том, что где-то существует унылое короткое слово — быт. Словно отделяя друг от друга времена цветения сирени, хризантем, пионов, подснежников и фиалок — в стихотворный ряд вступала гитара. В творческом вечере принимал участие лауреат нескольких бардовских фестивалей, поэт и композитор Юрий Ильичев. Им были исполнены чувственные романсы на стихи Элеоноры Городецкой и несколько песен собственного сочинения, органично вписавшихся в общую атмосферу праздника. Стихи и песни нашли естественное продолжение в картинах, как будто специально для них написанных художником. Объединяет их творческое благородство — не «крикливое» самовыражение художника, поэта и музыканта, а уверенность, лишенная апломба, но сохраняющая амбициозное достоинство в добропорядочном его понимании. На вопрос: «Где вы находите столько энергетических красок, заряжающих ваши картины радостным восприятием?» — Наталья Михайловна, мягко улыбаясь, отвечает просто:
— Пишу картины ранним утром. Солнце играет светотенью и цветом на восходе. Просыпается природа, удивляя нежным колоритом, свежестью и радостным приходом нового дня. С верой в чудо живописи спешу передать картине свои впечатления. Если вокруг тоска, грусть и негатив, а глаза цепляются за убогие постройки, писать картину не смею. Ищу нетронутую природу, добрые глаза, цветы с первозданной красотой. Душа наполняется радостью, и рождаются картины-праздники. Старый картон, неудачно записанный холст, мутное стекло и непослушная кисть мешают творчеству. Не до радости, когда краски сухие и мёртвые. Люблю гуашь, масло и прозрачные витражные краски. Гуашь - «недотрога». На одном дыхании, пока краска на картоне не высохла, и все еще яркая и солнечная, необходимо закончить работу. Высох¬шая гуашь успокаивается, становится нежной, бархатистой и не терпит исправлений.
И словно подтверждая слова художника, звучат строки поэта.
Я не люблю
увядшие цветы.
Они напоминают
мне о тлении.
Следы былой,
увядшей красоты,
Они, как
предостережение…
Получился не просто творческий вечер, а наполненный глубоким смыслом драматический спектакль, в котором мы все принимали самое непосредственное участие. Каждому зрителю, пожелавшему выразить свои чувства простыми словами, стихами или песнями была предоставлена такая возможность. На прощанье в память о встрече, на которой собрались врачи, альпинисты, журналисты, педагоги и люди иных профессий — всем была подарена маленькая книжечка стихов Элеоноры Городецкой, иллюстрированная флористическими композициями Натальи Меншовой.
Анничев, А. «Солнечный дом»:»: [Электронный ресурс] / Александр Анничев . – Режим доступа: http://timeua.info/post/kharkov/solnechnyj-dom--06102.html . - (дата обращения: 23.12.2016).