Перейти на украинский язык Перейти на русский язык Перейти на английский язык

Библиотечное дело в правовом пространстве

(нормативные документы ЮНЕСКО, ИФЛА, БАЕ, РБА, регулирующие библиотечно-информационную деятельность)

Манифесты о публичных библиотеках
Большую работу по подготовке актов, регулирующих библиотечно-информационную деятельность, проводятьЮНЕСКО и ИФЛА. Было принято три манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках: 1949 г., 1972 г. и 1994 г. Еще в Манифесте 1994 г. особенно подчеркивалось, что публичная библиотека должна быть информационным центром для населения, обеспечивать «доступ граждан ко всем видам муниципальной информации». Обращается внимание на то, чтобы услуги библиотеки были основаны на использовании различных современных носителей информации и технологий. Манифест рекомендует создание общегосударственной библиотечной сети, которая бы работала на базе установленных нормативов обслуживания.
В мае 2002 г. ИФЛА приняла «Манифест об Интернете». Документ определяет некоторые правовые основы пользования системой Интернет. В нем, в частности, говорится о том, что «помимо многочисленных ценных ресурсов, доступных в Интернете, в этой сети встречаются и некорректные, вводящие в заблуждение и даже оскорбительные». Манифест обращает внимание на то, что библиотекари должны предоставлять пользователям ресурсы, которые помогут им в научной и практической работе. Они призваны заботиться о поддержании ответственного отношения к информации, об организации доступа к качественной информации для всех пользователей, включая детей и молодежь. В документе говорится также о том, что доступ в Интернет должен быть бесплатным.
В ноябре 2005 г. ИФЛА был принят Александрийский манифест о библиотеках «Информационное общество в действии». В нем подчеркивается исключительная роль библиотек в современных условиях. Говорится о том, что «библиотеки и информационные службы способствуют разумному функцио-нированию всеобъемлющего информационного общества. Они создают условия для интеллектуальной свободы, обеспечивая доступ к информации, идеям и творческим исследованиям на любом носителе независимо от географических границ» (Вестник БАЕ . – 2006 . - № 1).

БАЕ – Библиотечная ассамблея Евразии
БАЕ – добровольная общественно-профессиональная организация, объединяющая библиотекарей стран СНГ. По инициативе БАЕ в 1995 г. Межпарлементская ассамблея государств-участников СНГ приняла рекомендательный акт «О единой политике в области обязательног экземпляра документов».
Несколько позднее был утвержден Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ. В него вошли модельные законы «О библиотечном деле», «О национальной библиотеке», «О публичной библиотеке», «О книжных памятниках».
В кодексе четко определены права граждан на библиотечное обслуживание, цели и задачи библиотек, обязанности государства в области библиотечного дела, основные принципы его организации.
Данные рекомендательные акты заложили основу нормативно-правового обеспечения библиотечно-информационной деятельности в странах СНГ и активно способствуют интеграции библиотек. В январе 1999 г. государства-участники СНГ подписали «Соглашение о создании системы межбиблиотечного абонемента государств-участников СНГ».
Указанные документы активно способствуют созданию единого информационного пространства, развитию взаимодействия между национальными библиотеками стран СНГ, формированию единой политики в области обеспечения прав граждан на библиотечно-информационное обслуживание.
РБА – Российская библиотечная ассоциация
Существенный вклад в разработку нормативных актов в области библиотечного дела вносят и общественно-профессиональные организации России. Так, Российская библиотечная ассоциация разработала и утвердила «Манифест Российской библиотечной ассоциации о публичной библиотеке», «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки», «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря».
Большое место в кодексе уделено взаимоотношениям библиотекаря и пользователя, подробно изложены принципы взаимоотношений библиотекаря с коллективом, с коллегами. Нашли отражение в кодексе и вопросы профессиональных и личных качеств библиотекаря, его обязанностей перед своим учреждением.
В мае 2001 г. на ежегодной конференции РБА был принят «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки». В нем нашли отражение вопросы:
- взаимоотношений библиотеки с пользователями;
- доступности размещения библиотек;
- пополнения и совершенствования ресурсов библиотек;
- требований к помещениям библиотек и организации библиотечного пространства;
- обеспечения библиотек квалифицированным персоналом;
- связей публичных библиотек с общественностью.
Важно, что в Модельном стандарте определенно приоритетное обеспечение доступа к местным библиотечным ресурсам – документам и информации, что способствует активизации общественной и культурной жизни жителей региона, муниципальный сообществ.
Обращается внимание на то, чтобы библиотеки на основе новейших технологий предоставляли доступ к корпоративным и глобальным информационным системам, обслуживали пользователей в режиме локального и удаленного доступа. Даны критерии оценки предоставляемых услуг:
- полезность и соответствие спросу;
- своевременность и оперативность;
- информативность и содержательность;
- современные методы исполнения услуг;
- стремление к предоставлению населению бесплатных услуг.
Использование Модельного стандарта деятельности публичных библиотек активно способствует их эффективному функционированию, более полному удовлетворению запросов и интересов населения.
В 2003 г. на пленарном заседании VIII сессии РБА был принят «Манифест Российской библиотечной ассоциации (РБА) о публичной библиотеке». Важными направлениями в деятельности библиотек Манифест считает внедрение новых информационных технологий, современных носителей информации, обеспечение доступа в мировое информационное пространство, а также участие в информатизации общества, распространение информационной культуры и компьютерной грамотности.
Важно, что в документе утверждается положение о гарантированном финансировании библиотек из центральных и местных источников. В то же время отмечено, что библиотеки самостоятельно осуществляют свою профессиональную, творческую и хозяйственную деятельность. Особо подчеркивается, что органы региональной и местной власти должны содействовать модернизации публичных библиотек, развитию их сети, строительству современных библиотечных зданий.
Все нормативные документы ЮНЕСКО, ИФЛА, БАЕ, РБА, отраслевых ассоциаций носят рекомендательный характер.
 

На нашем сайте появился ресурс, который поможет найти ближайшую к вам библиотеку, узнать, как с ней связаться и воспользоваться ее услугами. Будем ближе в цифровом и реальном мире!
Наши фотографии
Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Проверка тИЦ и PR
Центральная городская библиотека им. В.Г.Белинского

Адрес: Украина, Харьков, 61058, ул. Данилевского, 34
Телефон: (057) 705-19-90. citylibbelin@gmail.com
Время работы - c 10.00 до 18.00
Выходной день – вторник, в летнее время: суббота и воскресенье
Санитарный день – последний день месяца
Подробная контактная информация
©Copyright ЦГБ им. В. Г. Белинского
2011-2018