25 июня 2015 года в Центральной городской библиотеке им. В. Г. Белинского прошел семинар «Электронное правительство в помощь обслуживанию читателей публичных библиотек».
«Тема семинара актуальна. Это потенциально новое направление работы библиотек, которое связано как с развитием электронного управления в стране, так и с внедрением инновационных услуг в библиотеках, нацеленных на обеспечение свободного, равного доступа населения к публичной информации», - отметила во вступительном слове директор библиотеки Передерий Светлана Ивановна.
В зале собрались сотрудники публичных библиотек города, в преддверии основной темы, с интересом прослушали сообщение
Скорик Елены Петровны, заведующей сектором кабинета библиотековедения ХГНБ им. В. Г. Короленко, об истории создания и развитии регионального информационного центра по библиотечному делу - кабинете библиотековедения им. Л. Б. Хавкиной, который был основан в 1903 году. Сейчас кабинет библиотековедения является центром профессиональных коммуникаций. Здесь регулярно проходят творческие встречи читателей и коллег-библиотекарей, проводятся лекции, экскурсии, презентации библиотечных изданий. Фонд кабинета насчитывает более 9 тыс. документов по дисциплинам социально-коммуникативного цикла, а также имеет уникальную коллекцию библиотековедческих изданий конца XIX-начала XX века. Основная категория пользователей - библиотечные специалисты, а также преподаватели и студенты Харьковской академии культуры. Видеоролик «История становления и развития традиций отдела библиотековедения в ХГНБ им. В. Г. Короленко» размещен на
сайте ХГНБК, здесь же сотрудники библиотек могут найти виртуальные выставки, посвященные украинским деятелям культуры, интерактивный плакат к 110-летию со дня основания кабинета и просмотреть библиотечные видеообзоры и виртуальные экскурсии.
О работе украинских библиотек в сфере электронного управления рассказала
Галина Владимировна Аксенова, методист сектора инноваций и профессионального развития ХГНБ им. В. Г. Короленко. Библиотеки должны идти в ногу со временем. Используя современное оборудование, распространять информацию об имеющихся е-услугах национального и регионального уровней, научить различные группы населения пользоваться ими, чтобы те, в свою очередь, эффективно общались с правительственными структурами, участвовали в принятии решений местной власти, получали необходимые административные услуги в новом формате. Умели использовать Интернет-ресурсы для: покупки билетов, поиска работы, общения с пенсионным фондом, банками Украины и другими службами. Именно поэтому библиотечным специалистам так необходимо знать и уметь самим, в первую очередь, пользоваться электронными ресурсами, чтобы оказать квалифицированную помощь любому пользователю библиотеки. Галина Владимировна познакомила участников семинара с новыми Е-ресурсами.
В современном мире так модно быть активным пользователем социальных сетей. Почему бы библиотеке не пойти искать своих читателей и активных пользователей именно там? Продвижение библиотек в социальных сетях – вызов времени. Библиотеке нужно изменяться и идти в ногу со временем, – говорит Олег Владимирович Соцков, методист сектора инноваций и профессионального развития ХГНБ им. В. Г. Короленко. Но для того чтоб привлечь внимание к жизни библиотеки в Интернете нужно знать несколько немаловажных вещей: как правильно зарегистрировать библиотеку в социальных сетях; как привлекать и удерживать внимание пользователей; как часто и в каком объеме публиковать посты; как отвечать на негативные комментарии пользователей? Ведь недостаточно просто создать страничку библиотеки в социальных сетях и на этом успокоиться. Нужно понимать, если библиотека уже вышла в Internet-пространство, то должна ориентироваться в нем и представлять себя наилучшим образом.
ЦГБ им. В. Г. Белинского с 2013 года работает в проекте
«Общество – Библиотека – Власть. Служба информационной помощи гражданам». В рамках проекта были организованы восемь интерактивных центров, которые имея выход в Интернет, предоставляют доступ библиотечных пользователей к официальной информации органов государственной власти и местного самоуправления. Об этом рассказала заместитель директора по инновациям ЦГБ
Ирина Владимировна Серенко. На сайте библиотеки создана
Служба информационной помощи гражданам. Здесь пользователь может задать вопрос квалифицированным юристу и психологу или воспользоваться ссылками на официальные сайты органов государственной власти Украины, сайты общественных неправительственных организаций, сайты по поиску работы и многое другое, что облегчит пользователю Е-общение с властью, а сотруднику информационного центра оказать квалифицированную помощь. В рамках проекта сотрудники библиотек проводят индивидуальные занятия основам компьютерной грамотности
«Компьютерный ликбез». «Проект развивается, в планах скайп - конференции с представителями власти и многое другое. Являясь посредниками в интерактивном общении с органами власти, наши библиотеки обеспечивают участие общества в процессах местного управления, в то же время повышают авторитет и значимость библиотек, привлекая внимание к проблемам библиотек, способствуют популяризации новых услуг, формированию положительного имиджа». – в заключение сказала Ирина Владимировна.
Елена Александровна Адайкина, заведующая отделом обслуживания ЦГБ, рассказала о зарубежном опыте организации электронного управления. Участники семинара узнали в сравнении, какой, уровень доступности Internet в Европе и Украине, какие есть обязательные электронные услуги в библиотеках Европы для граждан и бизнеса. На примере Беларуси, Эстонии, Казахстана, Латвии, Румынии и Америки участники наглядно увидели, каков уровень развития электронных услуг в каждом государстве и к чему может стремиться Украина.
Семинар вызвал оживленную дискуссию, в ходе которой пришли к выводу о необходимости развития возможностей доступа к услугам Е-правительства местной и государственной власти на базе библиотек и привлечения населения Украины к изучению и использованию электронных услуг, ресурсов и инструментов Е-управления. Говорили о необходимости практических тренингов для сотрудников библиотек.