Памятники Харькова
Михаил Гетманец
Давно назрела необходимость обсудить проблему памятников в Харькове — произведений скульптуры и архитектуры, отражающих историю города и духовную жизнь общества каждой исторической эпохи.
Это тем более важно, что мы находимся в преддверии массового туризма, поэтому нам небезынтересно, каким предстанет Харьков в глазах иностранных гостей.
Вопрос первый: богат ли наш город на памятники? По статистике их много, более 160, но уникальных по искусству исполнения и по смысловому наполнению, пожалуй, только три: памятник Т. Г. Шевченко, Мемориал в честь павших воинов в годы Великой Отечественной войны в Лесопарке и Мемориал памяти жертв фашизма в Дробицком яру. Такие памятники ассоциируются с Харьковом и остаются в памяти навсегда. Есть ещё несколько оригинальных памятников, выполненных известными мастерами, — Ленину, Рудневу, основателям города, монумент в честь провозглашения советской власти в Украине, однако о них разговор особый. К сожалению, преобладают малые жанры — «погруддя» и мемориальные доски, о которых порой не знают даже жители города.
Вопрос второй: достойно ли отражена деятельность людей, внесших большой вклад в развитие Харькова, прославивших его в науке и искусстве? Ответ однозначный: нет. Самые известные и самые выдающиеся харьковчане — это, конечно, Григорий Сковорода и Григорий Квитка-Основьяненко. Как они увековечены? Скромный памятник Сковороде стоит у забора бывшего коллегиума, где он служил, из-за деревьев памятника даже не видно. Знаменитый на весь мир народный философ должен стоять на центральной площади города, перед своим коллегиумом и в совершенно ином художественном исполнении.
Что касается памятника Григорию Квитке-Основьяненко, то это боль и позор Харькова. Он «увековечен» бюстом и названием крохотной улицы. Очевидно, не знали бывшие и не знают нынешние отцы города того, что сделал Квитка для Харькова и для всей Украины. Он был инициатором и генератором культурной жизни в городе: основателем театра, первых в Восточной Украине журналов и газет, Института благородных девиц, принимал самое деятельное участие в открытии университета. Как писатель он вместе с Иваном Котляревским явился основоположником новой украинской литературы, своим творчеством в условиях царизма он отстаивал право украинского народа на свой язык, свою культуру, свою идентичность как нации. Тарас Шевченко называл его своим батьком и высоко ценил его за то, что своим творчеством он славил Украину:
Тебе люди поважають,
Добрий голос маєш.
Утни, батьку, орле сизий!
Нехай я заплачу,
Нехай свою Україну
Я ще раз побачу.
Котляревскому в Полтаве много лет тому назад был сооружён памятник, в центре города сохранён дом, в котором он жил, жизни и творчеству писателя посвящена экспозиция в Литературном музее. До войны в Харькове на Основе сохранялась усадьба Квитки-Основьяненко, в центре которой был дом-музей писателя, однако в послевоенное время об этом забыли. Сохранились рисунки дома и его вполне можно восстановить (пока территория окончательно не застроена), однако уже сейчас необходимо сделать что-то капитальное, достойное памяти великого земляка. На площади Розы Люксембург есть мемориальная площадка, которую архитекторы не знают как оборудовать. Говорят, что планируется новая колонна с птицей — символом свободы. Хочется посоветовать зодчим: посвятите эту площадку нашему славному писателю. Пусть он торжественно восседает в кругу своих героев, которые широко известны в народе. Птица-сокол как символ свободы будет ему достойной компанией.
Наконец, последнее: о борьбе с памятниками. Люди с древних времён ставят памятники богам, вождям, кумирам и с древних времён борются с ними. В наше время в цивилизованном мире поняли, что в процессе развития общества меняются социальные отношения, политика, идеология, эстетические вкусы, что памятники, запечатлевшие прежние эпохи, уничтожать нельзя, так как они очень важны для изучения истории общества. Мы, к примеру, высоко чтим историческую заслугу князя Владимира, принявшего в 988 году христианскую религию. Но как жалко, что он уничтожил языческие идолы и мы не имеем представления о Перуне, Даждьбоге, Велесе и других языческих божествах. В летописи очень красочно описано то, как он уничтожал их. Одних велел «иссещи» (изрубить), а главного идола — Перуна «повеле привязати коневи к хвосту и влещи по Ручаеви к Днепру». Более того, были приставлены 12 мужей, которые били его «железием», и если его прибивало к берегу, то велено было отрывать, пока не пройдёт пороги. Мудрый старец-летописец горестно восклицает: «Господи! Чудна суть дела твоя; вчера чтим от человека, днесь поругаем». Не то же происходит и в наше время? Стоял в центре города памятник в честь провозглашения советской власти в Украине, монументальный, грубый, в духе социалистического реализма. Его создавали очень талантливые зодчие, но в наше время изменились идеологические представления и эстетические вкусы, поэтому власти решили его перенести, чтобы не портил архитектурную картину центра. Как бы в своё оправдание они говорят, что его «переместили в рабочий район ХТЗ». Во-первых, это проявление неуважения к жителям посёлка: дескать, в центре он не соответствует эстетическим вкусам, а для рабочих годится. Во-вторых, у памятника было одно несомненное достоинство: он стоял там, где произошло историческое событие. Что теперь будет говорить экскурсовод туристам?
О «перемещении» памятника Макаренко с центральной улицы города на территорию завода им. Дзержинского и говорить не приходится. Авторы этой идеи проявили непонимание значения этой личности в истории культуры и неуважение к городу, который он прославил. В истории Харькова очень много ярких имён — учёных, писателей, деятелей культуры, врачей, инженеров, однако сейчас среди туристов ближнего и дальнего зарубежья наиболее известным является имя Макаренко.
Хотелось бы, чтобы при решении проблем, связанных с памятниками, власти прислушивались к мнению общественности, краеведов, учёных.
Михаил Гетманец, доктор филологических наук, профессор Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды
Гетманец М. Памятники Харькова: [Электронный ресурс] / М.Гетманец . – Режим доступа: http://www.timeua.info/151211/52645.html . – 15.12.2011 г.