Перейти на украинский язык Перейти на русский язык Перейти на английский язык

Нестандартные формы продвижения чтения. Методические рекомендации для массовых библиотек

27 Октября 2015 - 21:15

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития — чтение.
Д. С. Лихачев

 

Вступление

 

Чтение — индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

Проблема чтения, особенно детского, сегодня становится все более актуальной, ведь чтение является основой воспитательного и учебного процесса, а затем и развития духовности подрастающего поколения и общества в целом.

От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремиться вызвать интерес к книге, закрепить его и сформировать привычку и потребность в регулярном чтении.

Мы отобрали и обобщили для вас опыт отечественных и зарубежных библиотек, для которых проблема продвижения чтения так же актуальна. Читайте, обдумывайте, экспериментируйте

 

2. Из опыта работы отечественных и зарубежных библиотек

 

Идея. Дерево книжных предпочтений.

Место проведения: абонементы детских и взрослых библиотек

Читателям предлагают завязать на дереве ленточку, к которой прикреплена бирка. На бирке читатель пишет название своей любимой книги, по желанию — (кратко) впечатление от прочитанного. Цвета ленточек соответствуют разным жанрам и видам литературы: фантастика, детектив, исторический роман, любовный роман, классическая литература, научно-популярная и т. п.

Рекомендуем проводить как в детских, так и во взрослых библиотеках. Хотя у читателей детей, такая «библиозабава» должна вызвать больший интерес. Но! — взрослым так приятно иногда почувствовать себя детьми. Изучение читательского спроса тоже заиграет новыми красками (во всех смыслах; ленточки- то цветные  )

P.S. Коллеги, чей опыт мы перенимаем, проводили это мероприятия на открытом воздухе. Но его можно сделать постоянно действующим на абонементе библиотеки. Вместо полноценного дерева можно обойтись букетом из раскрашенных веток.

 

Идея. Акция «Книга — лучший подарок»

Кому адресована: родителям школьников.

Подготовить и раздать на школьных родительских собраниях рекомендательные списки литературы, ориентируясь на которые родители могут выбрать подарок своему ребенку. В списке обязательно отметить, какие из предложенных книг есть в фонде библиотеке. Не забыть указать адреса и контакты библиотек.

 

Идея. Акция «Ты не читаешь в библиотеке? Тогда мы идем к тебе!»

Кому адресована: ученикам младшей и средней школы.

Организовать передвижной читальный зал и познакомить учащихся с литературными новинками, а также хорошо забытыми произведениями для детей. На месте можно оформлять читательские формуляры и выдавать книги.

Трудности в реализации: непросто решить вопрос доставки литературы в школу и согласовать время проведения акции с дирекцией. Могут возникнуть проблемы с возвратом литературы. Придется действовать на личных контактах и договариваться с классными руководителями.

 

Идея. Фотомарафон «Один день из жизни библиотек»

Кому адресована: постоянным читателям, коллегам, пользователям Интернета, которые случайно наткнуться на ссылку и заинтересуются происходящим в библиотеках.

Идею воплотили российские коллеги ЦГБ им. А. С. Пушкина, г. Челябинска

Главная цель фотомарафона — разнообразнее и полнее рассказать о повседневной жизни и деятельности современных библиотек, её сотрудниках и читателях, создание коллективного фоторепортажа о жизни библиотек, сделанного в один день. Результаты выкладывать в интернете, дабы напомнить о себе пользователям соцсетей, заинтересовать их, пригласить в библиотеку в качестве читателей.

Можно устроить конкурс в социальных сетях на лучший комментарий (название) к фото. Однако есть риск столкнуться с некорректными комментариями и нелестными отзывами. Не боитесь? Тогда давайте попробуем!

 

Идея. Сотрудничество с электронными библиотеками.

Кому адресована: читателям, которые имеют возможность читать книги с электронных носителей.

Из опыта работы российских библиотек: «Одно из последних новшеств — сотрудничество с электронными библиотеками, в первую очередь с Bookmate. Все читатели и гости имеют возможность бесплатно воспользоваться сервисами Bookmate на территории библиотеки»

 

Идея. Читаешь в библиотеке — получи скидку!

Кому адресована: всем категориям читателей.

Попробовать заключить договоры с книжными магазинами и книгоиздателями: по предъявлению читательского билета книжный магазин выдает дисконтную карту. Многие книготорговые фирмы принимают эту идею с воодушевлением, т.к. такая акция — дополнительная бесплатная реклама и возможность получить новых клиентов. А библиотеке, соответственно, положительный имидж и привлечение читателей.

 

Идея. Рекомендуем почитать.

Кому адресована: читателям — пользователям интернета.

Рекомендательные списки литературы — старая-добрая форма библиотечной работы. Осовременить ее поможет интернет. На страничках библиотек в социальных сетях выкладывать красиво оформленные сообщения типа: «Что почитать этой осенью», «Новые тренды», «25 книг, которые нужно прочитать до 25 лет» и т.д… Кстати, такие списки давно распространены и достаточно популярны в интернете, только составляют их никак не библиотечные работники. Почему бы не возглавить такое полезное направление? У библиотекарей достаточно опыта и профессионализма, чтобы составить грамотные и качественные подборки литературы для любых возрастов и категорий читателей, снабдить каждую книгу интересной аннотацией, попутно отметив в списках книги, которые есть в фондах, с указанием адреса библиотеки.

Можно организовать интернет рассылку таких списков или систему репостов.

 

Идея. «Связанные одной цепью»

Кому адресована: взрослым читателям.

Создать и разрекламировать на абонементе библиотеке так называемые «читательские цепочки» — читатели берут книги, снабженные комментариями тех, кто их уже прочитал, а затем добавляют к ним свои суждения…

 

3. Опыт работы библиотек ЦБС Дзержинского района.

 

Место проведения: библиотека-филиал № 35

Форма: книжная выставка к библиотечному уроку «Мир сказок и приключений»

Кому адресована: читателям младшего школьного возраста.

Что сделано: Сотрудники библиотеки творчески представили вниманию юных читателей старые и новые книжки:

— «Привет! Я книга в окне» — книга в прямом смысле слова повернута лицом к читателям, в т. ч. и к потенциальным. Проходишь мимо библиотеки, а из окон «выглядывают» яркие книжки, как бы говоря: «Заходи, дружище! Мы ждем тебя и мечтаем подружиться»

— «Книжные качели» — книжки, подвешенные к потолку на шнурах, создавали ощущения погружения в «книжный аквариум». Их можно было брать в руки, листать и просматривать — длина шнура позволяла дотянуться до книги даже самому маленькому читателю.

 

Место проведения: Библиотека семейного чтения

Форма: Читательский конкурс

Кому адресована: семьям читателей

Что сделано: Если в семье родители читают, то дети, наверняка, тоже будут дружить с книгами. В библиотеке семейного чтения проведен, ставший уже традиционным, ежегодный конкурc на звание лучшей читающей семьи «Наш семейный формуляр». При подведении итогов лучшие читающие семьи выступили с презентациями «Книга для семьи», им были вручены грамоты и лучшие подарки — книги.

 

Место проведения: филиал № 11 (семейного чтения)

Форма: Литературное лото в рамках «Недели детской книги»

Кому адресована: учащимся младших и средних классов

Что сделано: для младших школьников библиотека организовала литературное лото «Читати круто», во время которого дети помогали Незнайке найти себе друзей из других сказок. Незнайка побывал в гостях у Крокодила Гены, помог найти на карте Изумрудный город, вместе с капитаном Врунгелем научился отличать южные моря от северных, ну а от доктора Айболита получил для доктора Пилюлькина рецепт сладкого сиропа. Самым приятным для маленьких путешественников стало вручение дипломов «Настоящий друг Незнайки»

 

Место проведения: Детские площадки Дзержинского района (Алексеевка)

Форма: Выездное мероприятие (ЦДБ)

Кому адресована: самым маленьким читателям (в т.ч и потенциальным) и их родителям

Что сделано: ЦДБ провела цикл мероприятий «Библиотека на лужайке»: литературные викторины, ролевые игры, театрализованные презентации библиотеки, красочные выездные выставки.

Для привлечения новых читателей библиотека проводила акции «Мы к вам пришли. А вы нам рады?» на детских площадках и в местах отдыха родителей с детьми и «Читаленок» в детских садах микрорайона.

 

Заключение.

 

Привлечение новых читателей нелегкий труд, но еще сложнее сделать так, чтобы посещение не оказалась разовым. А это зависит не только от пополнения книжных фондов, но и от профессионализма библиотекарей, умения и желания заинтересовать и расположить к себе читателей.

Уважаемые коллеги, если вы дочитали методические рекомендации до этого абзаца, значит, наш скромный опыт вас заинтересовал. А какие формы продвижения чтения и привлечения читателей используете вы? Поделитесь с нами своими наработками и инновациями. Будем рады сотрудничеству и общению. Пишите нам на электронный адрес: citylibbelin@mail.ru, темой письма укажите «Формы продвижения чтения».

Отзывы

Чтобы оставлять комментарии и отзывы - вы должны Войти или Зарегистрироваться



Как нас найти?
На нашем сайте появился ресурс, который поможет найти ближайшую к вам библиотеку, узнать, как с ней связаться и воспользоваться ее услугами. Будем ближе в цифровом и реальном мире!
Наши фотографии
Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Банеры партнеров

Бібліоміст

Проект Family ArtLab*Родинна АртЛабораторія

Литературно-художественный Журнал Славянин

ПК Сервис

Бюро добрых дел
Проверка тИЦ и PR
Центральная городская библиотека им. В.Г.Белинского

Адрес: Украина, Харьков, 61058, ул. Данилевского, 34
Телефон: (057) 705-19-90. citylibbelin@gmail.com
Время работы - c 10.00 до 18.00
Выходной день – вторник, в летнее время: суббота и воскресенье
Санитарный день – последний день месяца
Подробная контактная информация
©Copyright ЦГБ им. В. Г. Белинского
2011-2018