Харьков — умный город
Татьяна Буряковская
Зеленый четырехугольник с вогнутыми сторонами — такой знак отныне будет сопровождать все официальные туристические мероприятия с участием Харькова.
Девиз бренда для международных форумов звучит так: «Kharkov — smart city», что означает «Харьков — умный город».
Как сообщил заместитель директора департамента международного сотрудничества Харьковского горсовета Алексей Поникаровский, работа над созданием туристического бренда шла довольно долго, в ней принимали участие специалисты харьковской организации Союза дизайнеров Украины:
— Логотип отличается простотой. Он ассоциируется и с первой буквой названия города, и с перекрестком дорог. Округлые обтекаемые линии символизируют нашу гибкость и готовность к обсуждению любых вопросов. Зеленый цвет характерен для города Харькова.
Английское слово SMART разработчики бренда предлагают рассматривать еще и как аббревиатуру, характеризующую Харьков: social — социальный, modern — современный, art — город искусства, research — город исследований, tourism — туристический город.
Пока бренд находится в статусе рабочего проекта и руководство департамента готово принимать от харьковчан и рассматривать дополнительные идеи на этот счет. Но на крупнейшей международной туристической выставке ITB, проходившей в марте в Берлине, новый бренд уже красовался на стенде Харькова. По словамА. Поникаровского, стенд Харькова на этой выставке был признан самым креативным среди всех городов, представленных на общем украинском стенде (который, в свою очередь, занял по уровню оформления 6-е место среди 60 европейских и «околоевропейских» стран). Также пользовалось спросом и второе издание путеводителя по Харькову (на английском языке).
Заместитель начальника отдела туристической инфраструктуры и имиджевых проектов Юлия Заховаева рассказала, что большой интерес на берлинской выставке вызвал старинный слобожанский напиток медовуха, которой харьковчане угощали всех желающих. В ответ посетители живо интересовались, где на Харьковщине можно найти людей, владеющих рецептом приготовления медовухи, и даже выражали желание приехать посмотреть на этот процесс в качестве туристов. Как правило, на таких «фишках» в основном держится вся мировая туристическая инфраструктура, вопрос только в том, сумеем ли мы сами заметить в окружающей нас повседневности то, что может вызвать интерес туристов.
Пока же в ближайших планах Харькова туристического — ІІ выставка «Харьковское туристическое биеннале» и ІV туристический форум «Харьков: партнерство в туризме», которые одновременно пройдут 15–16 апреля в оперном театре. В биеннале примут участие все районы области, представив стенды с информацией о своих достопримечательностях и имеющейся для обслуживания туристов инфраструктуре. А на форуме соберутся специалисты из нескольких стран, чтобы обсудить пути развития туристической сферы и поделиться опытом. На сегодня свое участие в мероприятии подтвердили 12 городов из России, Чехии, Польши, Нидерландов, Латвии, Грузии, Черногории и Турции, а также иностранные представительства и города Украины, уже имеющие многолетний «туристический» опыт, — в частности, Львов и Полтава.
Харьковские специалисты тем временем намерены приступить к выяснению количества туристов, путешествующих по региону. До сих пор достоверной статистики на этот счет нет. Цифры, которыми располагают чиновники в настоящее время, — за четыре года Харьков посетило примерно 700 тысяч человек. Но дело в том, говорит А. Поникаровский, что официальная статистика до сих пор «привязана» к отчетности гостиниц и потому несовершенна. Ведь она не учитывает туристов, приезжающих в Харьков на один день или останавливающихся на частных квартирах, у знакомых и родственников. Нет четкого представления и о количестве местных туристов. Чтобы выяснить это, к осени планируется организовать несколько туристско-информационных пунктов, сотрудники которых, присутствуя на конкретных объектах (например, в Сковородиновской усадьбе), будут раздавать туристам информационные материалы о Харьковщине и одновременно интересоваться у людей, откуда и на какое время они приехали, хотели бы попутешествовать здесь еще и почему.
В ближайших планах — и создание объединенного туристического веб-портала, в котором были бы собраны все полезные сведения, необходимые потенциальному туристу: не только данные о достопримечательностях, но и о том, где можно остановиться на ночлег, пообедать, как добраться к тому или иному месту, где найти экскурсовода, сколько все это стоит и т. д. А поскольку многое из перечисленного у нас пока попросту отсутствует, то и портал создается медленно.
Буряковская, Т. Харьков — умный город [Электронный ресурс] / Татьяна Буряковская. - Режим доступа: http://www.timeua.info/130411/38429.html . - 13.04.2011 г.