Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Летите… на все четыре стороны

Нина Спасская

История гражданской авиации Украины берет свое начало именно в Харькове.

Тут в 1923 году было учреждено акционерное общество «Укрвоздухпуть», одной из задач которого была организация регулярных авиарейсов. В том же году было получено шесть первых гражданских аэропланов «Комета-2», закупленных вместе с моторами и запасными частями у фирмы немецкого авиаконструктора К. Дорнье.

В 1925 году дипломированный инженер Константин Калинин получил направление на работу в Харьков. Здесь ему предложили должность главного конструктора и начальника производства авиаремонтных мастерских, которые вскоре превратились в первое в СССР конструкторское бюро гражданского авиастроения под названием «Авиазавод имени Совнархоза УССР», который мы знаем как ХАЗ. Судьба конструктора Калинина, человека, уникального по своим человеческим и профессиональным качествам, прекрасна и трагична. В авиацию шли люди, одержимые небом. Будучи вдохновенным романтиком, конструктор Калинин создал свое детище — самолет К-12 — и назвал его «Жар-птицей». Самолет стал прототипом советского бесхвостого бомбардировщика. В 1958 году английский журнал «Эйр Пикториэл» поместил фотографию К-12 с красноречивой подписью: «Эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолётов».

18 августа 1937 года К-12 впервые показали на историческом воздушном параде в Тушино. Этот парад остался в памяти присутствующих как настоящее чудо. По указанию начальника ВВС самолёт конструктора Калинина раскрасили в цвета сказочной «Жар-птицы». Члены правительства, наблюдавшие авиационное чудо с земли, были впечатлены. Но у этой сказки печальный конец. Несмотря на то, что в 1938 году началось серийное производство самолёта, судьба конструктора Константина Калинина трагична. В этом же, 1938-м, году Константина Алексеевича обвинили в «антисоветской деятельности и шпионаже». И вскоре расстреляли. Интересно, что в октябре 2008 года для съёмок фильма «Дау» на территории нашего аэропорта был построен в натуральную величину, из дерева и пластика, огромный харьковский «аэробус» конструкции Константина Калинина К-7, который называли «Летающий Госпром». На нём герой фильма — физик Ландау — прилетел в Харьков.

В 1924 году были открыты первые регулярные пассажирские линии: Харьков — Полтава — Киев и Харьков — Кировоград — Одесса. А уже в 1928 году из Харькова начали выполняться первые международные рейсы по маршруту Харьков — Тегеран.

Развитие авиационного производства потребовало переноса гражданского аэропорта. Для этого было выбрано место в 12 километрах к югу от центра города, за поселком Основа. Новый аэропорт начал работать в 1932 году. Всего через три года харьковский аэропорт был признан лучшим в СССР. В предвоенные годы здесь совершали посадку транзитные рейсы, проходившие из Москвы и Ленинграда в Крым и на Кавказ.

Магия старого харьковского аэровокзала

Харьковский аэровокзал был сооружен в послевоенные годы по типовому проекту. Аэропорты Львова, Свердловска и Челябинска как две капли воды были похожи на здание нашего аэровокзала.

Старый харьковский аэропорт — отдельная страничка в жизни харьковчан. Люди зачастую приезжали в аэропорт, чтобы просто посмотреть на изящную восьмигранную башенку со стройным шатром и шпилем, увенчанным золоченым венком, зайти в зал аэровокзала и почувствовать зов неба.

К началу 80-х годов харьковский аэропорт ежегодно обслуживал до 900 тысяч человек.

Без неба — как без воздуха

Но уже в перестроечные годы многое изменилось. Об этих временах авиаторы не любят вспоминать.

— Нашего брата лучше оставить без еды и воды, чем без воздуха, — говорят сегодня пилоты. — Какие профессионалы оставались не у штурвала и уходили из этой жизни потерянными, забытыми, ненужными!

Объемы авиаперевозок уменьшились в десятки раз. В то же время серьезной проблемой для харьковского аэропорта стало отсутствие таможенного контроля и пограничного терминала: ведь в годы СССР здесь принимали только внутренние рейсы. В 1995 году была проведена реконструкция — выполнен капитальный ремонт здания аэропорта, создан пункт погранично-таможенного контроля. Также была реконструирована взлетно-посадочная полоса, в результате чего аэропорт был допущен к выполнению полетов на самолетах Ил-76.

В 1998-м году был открыт авиарейс Вена—Харьков—Вена компании «Австрийские авиалинии», соединивший Харьков с Центральной Европой. В 1999-м после двухлетнего перерыва возобновлено воздушное сообщение Харькова с Москвой. В этом же году был открыт международный авиарейс Харьков — Ларнака (Кипр).

11 октября 1999 года в небо поднялся первый серийный самолет Ан-140, выпущенный на Харьковском авиационном заводе.

В 2001 году путем передачи аэропорта из ведения Минтранса городу было образовано Авиационное коммунальное предприятие «Международный аэропорт Харьков». В марте 2008 года весь имущественный комплекс харьковского аэропорта был передан в аренду сроком на 49 лет фирме «Нью Системс АМ». При этом взлетно-посадочная полоса, являющаяся стратегическим объектом, остается в собственности государства.

Аэропорт «Харьков» сегодня

Международный аэропорт «Харьков» — один из важнейших объектов столицы Слобожанщины, реконструируемых в настоящее время в рамках подготовки к проведению финальных игр чемпионата Европы по футболу 2012 года. Старт масштабному проекту был дан 1 апреля 2008 года, когда компания «Нью Системс АМ» (группа DCH) выиграла конкурс на аренду целостного имущественного комплекса харьковского аэропорта.

Площадь аэропорта более 20 тыс. кв. м. Состоит из трех терминалов. Основной (новый) терминал разделён на две части, для внутренних и международных рейсов. А также VIP-терминал — реконструированный старый. Есть также реверсный терминал, который будет работать во время Евро-2012. Его позже перепрофилируют в ангар для частных самолётов.

В харьковском аэропорту функционирует единственная на территории Украины современная система обработки багажа, производительность которой — 960 единиц багажа/час для международных рейсов и 600 единиц багажа/час для внутренних рейсов. Основной терминал оборудован необходимым количеством каналов пропуска пограничной и таможенной служб, контроля авиабезопасности, приспособлениями для удобного передвижения по терминалу лиц с ограниченными возможностями.

Новый терминал позволит обслуживать до полутора млн. человек в год. Финансирование проекта осуществляется за счет средств частного инвестора — компании «Нью Системс АМ» (группа DCH) и средств государственного бюджета Украины. Открыл VIP-терминал Международного аэропорта Харькова президент УЕФА Мишель Платини.

После завершения полной реконструкции аэропорт способен будет принимать без ограничений воздушные суда класса A, B и C; самолёты класса D по согласованию.

Сегодня из аэропорта Харькова можно улететь в Киев, Москву, Тбилиси, Ереван, Вену, Багдад, Тель-Авив. Сезонными являются рейсы в Ивано-Франковск, Прагу, Софию, Дубаи, а также в города: Шарджа, Шарм-эль-Шейх, Эрзурум, Хургада, Бургас, в Анталию, Ираклион, Родос. К Евро-2012 должны появиться рейсы в Париж, Милан, Берлин и Мюнхен. Также есть договоренности о рейсах в Одессу, Симферополь, Будапешт и Варшаву. Ведутся переговоры об открытии рейсов в Испанию, Нидерланды, Лондон, Сочи и Новосибирск. Возможно появление рейса в Ригу, а также планируется открыть рейс в Ханой.

Из последних прямых авиарейсов важным является Харьков — Дубаи, cтартовавший 16 сентября.

— Жители региона получили возможность осуществлять беспересадочный перелет в города Ближнего Востока (Дубаи, Шарджа). Это и деловые центры мирового значения, и популярные курорты, что определяет стабильный рост пассажиропотока в данном направлении. Стоимость билета составляет $225 (Харьков—Дубаи) и $215 (Дубаи—Харьков), — подчеркнул Владимир Васильченко, генеральный директор компании «Нью Системс АМ».

Также увеличилось число авиарейсов по маршруту Харьков — Киев — Харьков. Он является самым востребованным. Запущен второй ежедневный рейс Харьков — Москва. Чуть больше часа полета отделяет пассажиров харьковского аэропорта от Домодедово.

7 ноября 2011 г. начал работу регулярный авиарейс по маршруту Харьков — Тель-Авив — Харьков. Стоимость билета в оба конца составляет 420 долларов при бронировании за 3 недели и 450 долларов при покупке в последний момент. Рейс будет выполняться регулярно раз в неделю в период до 9 января. Затем на 2 месяца интенсивность перелетов будет сокращена (до 1 рейса в 10 дней), после чего рейс снова станет еженедельным.

Такая она сегодня — гражданская авиация. Красивая и комфортная. С музыкой и всевозможными удобствами. Жаль только, что все эти удовольствия для людей исключительно состоятельных.

Что нужно знать пассажирам. Полезные советы

Как сообщили в пресс-службе аэропорта «Харьков», пассажиры должны быть осведомлены в своих правах и возможностях: «Для приобретения билета на международные авиарейсы нужен загранпаспорт с въездной визой. В том случае, если заграничный паспорт в момент приобретения билета на самолет находится в посольстве для получения визы, вы можете получить авиабилет на основании ксерокопии заграничного паспорта и при условии предъявления оригинала другого документа, удостоверяющего личность. Приобретая билет до оформления визы, вы подвергаетесь определенному риску в случае переноса даты вылета или изменения маршрута. В этом случае авиакомпании предусматривают штрафные санкции при возврате билета, изменении даты вылета или маршрута движения.

Если задерживается перевозка пассажиров, вы имеете право отказаться от рейса и потребовать от компании-перевозчика, виновной в задержке перелета, полного возврата денежной суммы за неиспользованный билет и компенсации за задержку, если такая задержка превышает разумное время. Компенсация будет рассчитана с учетом суммы перевозки, которой не смог воспользоваться пассажир. К этой сумме могут быть добавлены расходы пассажира с их документальным подтверждением, если они связаны с задержкой рейса.

При условии задержки рейса в разумные сроки и с согласия пассажира продолжить перелет, компания перевозчик обязана предоставить в зависимости от времени задержки бесплатно: безалкогольные напитки, необходимое питание, проживание в отеле, наземный транспорт по маршруту аэропорт—город—аэропорт.

В авиабилете всегда указывается местное время вылета. Время прибытия в пункт назначения в билетах не указывается.

При определении маршрута и приобретении билетов вы должны уточнить у вашего агента, понадобится ли вам транзитная виза. Как правило, процесс пересадки с одного рейса на другой производится в транзитной зоне. В таком случае транзитная виза не требуется. Если при пересадке на рейс потребуется переезд в другой аэропорт или вынужденная ночевка, то необходимо иметь транзитную визу. Транзитная виза дает право пребывания в данной стране на протяжении 24 часов.

Рекомендуем уточнять у вашего агента необходимость получения транзитной визы в каждом конкретном случае. На всякий случай уточните у агента авиакомпании, не будет ли при пересадке смены аэропорта. Транзитная виза нужна в обязательном порядке при перелете транзитом через территорию США и Австралии.

Если вы хотите отправить в рейс ребенка без сопровождения взрослых, то в таком случае ребенок будет являться пассажиром и каждая авиакомпания имеет свои индивидуальные правила перевозки детей без сопровождения взрослых. При бронировании билета, если разрешена на этом рейсе перевозка детей без сопровождения, агент обязан внести в бронировку информацию о том, что ребенок будет лететь один. Также необходимо оформить нотариально заверенное согласие обоих родителей на перевозку ребенка. В аэропорту будет составлен акт в 3 экземплярах на перевозку ребенка. В этом документе указывается лицо, провожающее ребенка, и лицо встречающее. Один экземпляр остается у провожающего, второй — у работника авиакомпании, третий отдается встречающему при прилете.

Классы обслуживания разделяются на три категории: первый класс, эконом и бизнес. Отличия состоят в комфортности и обслуживании во время перелета. Наиболее низкие цены предоставляются в эконом-классе. Салон бизнес-класса предусматривает улучшенную компоновку мест в салоне и большой выбор услуг и питания в процессе полета. Первый класс имеет повышенную комфортность и используется при перелетах большой дальности. Кресла в салоне первого класса могут разворачиваться на 180 градусов. Также вы будете иметь возможность заказать любое меню, фильм или музыку».

 

 

Спасская Н. Летите… на все четыре стороны [Электронный ресурс] / Н.Спасская.- Режим доступа: http://www.timeua.info/071211/52166.html . - 07.12.2011 г.

На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека ім. В. Г. Бєлінського

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 097-158-98-41.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 18.00
Вихідний день – вівторок, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ім. В. Г. Бєлінського
2011-2024