Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Шердиц Т. Э. Проблемы детской библиотеки во взаимодействии с общественностью и органами власти

УДК 027.625
Шердиц Татьяна Эдуардовна
Заведующая ЦДБ им. П.Панча
ЦБС Шевченковского района г. Харькова
почт. адрес: ул. Архитекторов, 30-а г. Харьков, 61174, Украина 
конт. тел.: (057)338 -26-19 
e-mail: biblioteka_det@mail.ru
 
ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С
ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
 
Ключові слова: бібліотека, діяльність бібліотеки,, піклувальна нарада у бібліотеці. 
Ключевые слова: библиотека, деятельность библиотеки, , попечительский совет в библиотеке. 
Key words: library, library activities, 
 
  Сегодня назрел момент заняться разработкой регионального библиотечного стандарта деятельности современной библиотеки. Библиотекам нужны адаптированные к современным условиям социально-экономические нормативы, которые позволят принимать обоснованные управленческие решения.
  Эти нормативы должны содержать требования к размещению оборудования, ресурсам, помещениям, материально-технической базе, персоналу библиотек, обслуживанию пользователей библиотек, а также, затрагивать проблемы менеджмента качества.
  Сегодня всем библиотекам важно знать, как оценивает работу библиотек общественность и местная власть. Ведь именно от поддержки общественности и местных властей будет зависеть развитие и процветание наших библиотек. А общественность поддержит библиотеку, если она отвечает их интересам и потребностям. Значит, библиотеке нужны такие ресурсы, которые используются, и такие услуги, на которые есть спрос.
  Движение общества к знаниям, рост темпа жизни, возрастание требований общества к качеству жизни — все это повлияет на дальнейшее развитие библиотек. В информационном обществе будет возрастать спрос на библиотечные информационные и интерактивные услуги, основанные на цифровых технологиях, расти спрос на обучающие услуги и услуги для обеспечения непрерывного образования, возрастут требования пользователей к более оперативному и комфортному предоставлению необходимой информации .
  По оценкам ведущих мировых специалистов «дальнейшее развитие сферы сервиса и повышение комфортности услуг в сферах образования, медицинского обслуживания и туризма приведет к повышению требований пользователей и к качеству услуг культуры, в том числе и к качеству библиотечных услуг».
  Но главной задачей публичной библиотеки была и остается задача стремиться быть современной, комфортной, интересной, полезной и востребованной местной громаде. Именно решая эту задачу, библиотека должна формировать, сохранять и организовывать доступ к ресурсам, должна разрабатывать и предлагать своим пользователям разнообразные библиотечные услуги и думать о качестве этих услуг.
  Сегодня, по-прежнему, работает самая знаменитая формула успеха в любой сфере деятельности, а именно «кадры определяют все». Библиотекам нужны библиотечные специалисты с самостоятельным мышлением, творческие, успешные, профессионально компетентные, готовые к эффективной работе. Они должны владеть новыми знаниями и уметь адаптироваться к новым, быстро меняющимся и усложняющимся требованиям общества.
Сегодня, в современной библиотеке, насыщенной традиционными и современными ресурсами, компьютерными и информационными технологиями, главная роль, по-прежнему, принадлежит библиотекарю – человеку, занятому в сфере коммуникации. Именно библиотекарь, яркая и талантливая личность, а не компьютер или Интернет, определяет успех развития и качество библиотечного обслуживания. Ведь успешное развитие библиотек определяется не только стремлением поспевать за технологическим прогрессом, но и умением управлять ресурсами, умением видеть перспективы развития и умением создать положительный образ библиотеки в обществе.
  Библиотекам необходимо видеть перспективу. Это:
- Формирование многоуровневой системы непрерывного профессионального образования библиотечных специалистов, развитие дистанционного обучения.
- Усиления социальной роли библиотек, в том числе развитие программ поддержки чтения, программ обеспечения доступа к социально значимой информации, обеспечение прав детей, молодежи, инвалидов, социально незащищенных слоев населения на библиотечно-информационное обслуживание.
- Развитие корпоративных библиотечных сетей.
  Все эти задачи выполнимы при одном условии – объединенные усилия общественности, власти и персонала библиотек.
 Наглядно проведем пример, который не подразумевает статичность, а наоборот открыт для поиска, инициатив и развития. В данном случае остановимся на субъекте раннего развития –  ребенке. И представим окружение этого ребенка: семья, дошкольные учреждения, школа, медицинские учреждения, внешкольные организации, правоохранительные  органы, учреждения социальной защиты, учреждения культуры и библиотеки, в том числе и др.
 Имея такое богатое окружение, но не имея четких задач и централизованного управления мы не получим положительного результата, а наш субъект, полноценное и гармоничное развитие.
  Роль библиотеки состоит в координации этих социальных институтов во благо развивающейся личности, если мы действительно хотим ее развивать. 
  Если взять одно из учреждений или службу, то каждое добросовестно выполняет свою функцию и немного добровольно или по принуждению захватывают функции других организаций. К примеру: медицинские учреждения ведут разъяснительную работу о здоровом образе жизни с помощью наглядных средств; правоохранительные органы по приглашениям посещают школы, детские садики отправляются на экскурсии в библиотеки и т. д. Но вся эта работа носит разобщенный характер, и сделать свой вклад в развитие ребенка становится очень трудно, не имея поддержки некоторых, очень занятых своей деятельностью, организаций. Часто, придя в школу с предложением о сотрудничестве, библиотекари слышат: «Нам некогда этим заниматься, и дети и мы загружены». 
  А ведь библиотека – самое универсальное учреждение, в функцию которого входит работа по воспитанию именно гармоничной личности. Это и патриотическое воспитание и любви к малой и большой Родине и здоровый образ жизни, и физическое воспитание, этика и эстетика, природоведение и бережное отношение к природе. Это привитие правил поведение и законопослушание все аспекты жизнедеятельности отображают планы работы библиотеки. 
  Библиотеки открыты для любого диалога, общения и предложения. Но необходимо это прорекламировать читателям и партнёрам. В руках общества помещения и фонды, опытные работники и отзывчивые люди, а сейчас и бесплатные социальные сети.  И если бы все эти направления были скоординированы и приумножены возможностями всех вышеперечисленными организациями результат был бы незамедлителен. А для этого необходимо на уровне исполнительной власти создать компетентный, действенный и авторитетный Попечительский совет районной общественности, куда бы вошли руководители перечисленный организаций, представители лучших родительских комитетов и представители власти. Имея четкий, скоординированный план работы и обязанности перед  Попечительским советом и общественностью мы добьемся желаемых результатов. Такому комитету необходимо встречаться не менее 2 раз в год
1.Обсуждение плана работы. Постановка четких задач о взаимодействии всех организаций.   
2. Отчет о работе за год. 
3. Форс-мажорные ситуации.
  Ведь всего двадцать лет назад практиковались координационные планы работы массовых и школьных библиотек. Тесно сотрудничая с районными отделами образования, библиотеки старались охватить чтением как можно больше учащихся. Активно помогали и школьным библиотекарям и учителям школ, особенно учителям преподающим литературу.
   К сожалению, на современном этапе наблюдается незаинтересованность школ в продвижении чтения среди детей.
  Все меньше и меньше дети приходят в библиотеки со списками внеклассного чтения. Учителя сами редкие гости библиотеки. А не читающий учитель это, как правило, не читающий ученик. 
 Ежегодно, на протяжении двенадцати лет, в стране проходит Всеукраинский конкурс детского чтения –  «Книгомания». (Найкращий читач України»). В 2015 году с большим трудом, проведя большую разъяснительную работу среди библиотекарей и учителей школ, удалось привлечь к участию в конкурсе три школы (149,159,6)
  В 2016 году от участия отказали все школы кроме двух (147,149)
  Библиотеки  готовы к сотрудничеству, развитию и продвижению книги, чтения и культуры на благо нашей громады.
 

Надійшло: 13.04.2016 

На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека ім. В. Г. Бєлінського

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 097-158-98-41.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 18.00
Вихідний день – вівторок, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ім. В. Г. Бєлінського
2011-2024