Перейти на украинский язык Перейти на английский язык

Жукова В. П. Новые реалии публичных библиотек

УДК021
Жукова Валерия Павловна,
кандидат наук по социальным коммуникациям,
доцент кафедры библиотековедения
и социальных коммуникаций ХДАК
почт. адрес: ХДАК, Бурсацкий спуск, 4, Харьков, 61057, Украина
тел: (057) 337-34-55;
e-mail: java.dajdbog@gmail.com
 
НОВЫЕ РЕАЛИИ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК
 
Ключові слова: бібліотека, публiчна бібліотека, зарубіжні публічні бібліотеки
Ключевые слова: библиотека, публичная библиотека, зарубежные публичные библиотеки
Key words: library, public library, foreign public libraries
  В информационном обществе определяющим фактором становится не только информация и ее получение, но и культура, поэтому особое значение приобретает доступ к информации независимо от ее типа, места и времени, а также культура работы с ней. Во всем мире местом доступным для пользователей информации являются публичные библиотеки. Это объясняется уникальным сочетанием ресурсов, услуг и индивидуальной поддержки, оказываемой читателю. Поэтому основной целью публичных библиотек является создание возможностей и организация ресурсов для удовлетворения образовательных, информационных, культурных, социальных потребностей социума и личности.
  Главной целью статьи является исследование новых реалий публичных библиотек в условиях развития информационного общества.
  В идеале для успешного развития публичных библиотек необходимо достаточное финансирование, образованные кадры, современные ресурсы, партнёрство с социальными институтами разных рангов, развивающееся информационно-библиотечное производство. Но в современных условиях закономерность развития библиотек, особенности организации профессионально-деятельностной среды, информационно-библиотечного производства находится в зависимости от экономических возможностей стран, в которых развиваются в библиотеки, от этого зависит наполненность книжных фондов, своевременные обновления оборудования и оснащения, внедрение инновационных технологий. Н. Е. Поздеева. исследуя историю и перспективы развития публичных библиотек делает вывод, что профессионально значимым является построение концептуальной модели публичной библиотеки, объективно отражающей влияние социокультурной среды конкретной территории на библиотечно-информационные процессы [6]. 
  Базовая модель библиотеки как социально-коммуникационной институции предложенная М. С. Слободяник состоит из следующих элементов: информационного потенциала – информационной деятельности – коммуникационного процесса – управления.
  Публичные библиотеки сегодня имеют в своём информационном потенциале традиционные и электронные библиотечные фонды и каталоги, электронные библиотеки, репозитарии, архивы, базы данных. 
  Оперативная и качественная информационная деятельность зависит от знаний и умений персонала библиотек связанных с эффективным поиском и предоставлением читателям первичных и вторичных документов, а также интегрированной и синтезированной информации. Поэтому персонал библиотек сегодня не только должен иметь специальное информационно-библиотечное образование, но и постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки в системе повышения квалификации, а также занимаясь самообразованием. Информационная деятельность призвана обеспечить эффективное использование информационного потенциала в коммуникационной деятельности библиотеки.
  В этом контексте главной целью становится обеспечение доступа к информации любого типа для каждого пользователя – независимо от времени и места. Для достижения этой цели необходимо сочетание возможностей сетевого взаимодействия с преимуществами существующей разветвленной сети публичных библиотек. Использование источников Интернета позволит каждому пользователю взаимодействовать в интерактивном режиме с библиотеками, архивами, музеями, средствами массовой информации, городскими и областными органами власти, социальными службами, государственными и частными предприятиями и агентствами. Появляется возможность для коммуникации внутри различных сообществ – независимо от географического принципа, или принципа единства интересов и целей.
  Коммуникационный процесс в професионально-деятельностной среде библиотеки охватывает связи елементов: библиотекарь – читатель; библиотекарь – библиотекарь; читатель – библиотекарь; читатель – читатель; удаленный пользователь – сайт библиотеки; читатель – интернет ресурсы. В содержательном наполнении этих моделей коммуникаций основное место занимают информационный потенциал и результаты информационной деятельности библиотеки.              Публичная библиотека сегодня должна стать центром культурной коммуникации и проведения досуга, а также веб-общения и получения информации. 
Элемент управления имеет широкий спектр, но в современных условиях приобретают значение такие виды как управления информацией, управление содержанием сайта, электронной библиотеки, баз данных и многое другое. Для повышения эффективности деятельности библиотеки необходим мониторинг функционирования основных элементов базовой модели и оперативное внесение в них необходимых изменений, направленных на определение стратегии и тактику развития коммуникационной деятельности библиотеки [7].
  Стремительное развитие информационных технологий привело к кардинальным изменениям в деятельности библиотек. На современном этапе публичная библиотека является многофункциональной структурой, но доминирующей функцией библиотечного обслуживания является информационная. Публичные библиотеки в рамках инициативы «Глобальные библиотеки» участвовали в проекте «Библиомост» с целью поддержки свободного общественного доступа к Интернету и преодоление цифрового неравенства. Новая компьютерная техника и её комплектующие дали возможность создания автоматизированных рабочих мест, как для персонала библиотек, так и для читателей. Подключение библиотек к сети Интернет обеспечил неограниченный доступ к информации. 
  Публичные библиотеки постепенно становятся современными общественными информационно-культурными центрами, средой реализации разнообразных информационных потребностей социума. Сегодня в библиотеках создаются электронные читальные залы, в которых осуществляется доступ к различным информационным ресурсам через Интернет, таким как экспресс-информация, правовые базы данных, сайтам крупней библиотек мира и многое другое. Данные виды деятельности библиотек направлены на реализацию социальной функции, которая направлена на активное участие в образовании и воспитании личности, его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и искусства, их взаимообогащения, обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья [9].
  Сегодня в библиотеках активно развиваются такие виды услуг как виртуальные справочные службы, которые предоставляют ответы на запросы в онлайн-режиме. Таким образом, в работе библиотек выделилось новое направление деятельности – веблиография. Новый вектор развития получают все виды информирования на основе размещения информации в социальных сетях. Благодаря библиотечному сайтостроению и сайту как уникальному информационному ресурсу для предоставления практически неограниченного количества информации читатели имеют доступ к электронным каталогам, электронным библиотекам и архивам, базами данным и репозитариям, цифровым коллекциям и многой другой информации библиотек. Работа с веб-технологиями позволяет организовать обратную связь с читателем для того, чтобы в форме диалога выявить его потребности и качественно организовать обслуживание.
  В условиях современного информационного общества деятельность публичных библиотек получает новое развитие. В системе социальных институтов именно публичной библиотеке принадлежит одна из ключевых ролей в формировании информационного общества на локальном уровне. Публичные библиотеки должны стать источниками знания, творчества и непрерывного образования, проведения досуга для людей всех возрастов; хранителями и активными проводниками истории и культуры. 
  Сегодня в большинстве стран Европейского союза достигнуто глубокое понимание социальной роли библиотек. В странах с развитой демократией и рыночной экономикой библиотечное обслуживание населения рассматривается как часть информационной политики государства. 
  Опыт работы публичных библиотек Франции показывает, что информационным потенциалом здесь традиционно считаются книжные фонды. Библиотеки выполняют образовательную, культурную и социальную роль, становясь центрами духовности, активно развиваются и привлекают все большее число читателей. В библиотеках работают кружки писательского мастерства, организуют выставки, семинары, литературные встречи, просмотр фильмов, обсуждение спектаклей. Библиотеки развиваются как центры открытого и неформального обучения, содействуют формированию современного, всесторонне образованного, информационно грамотного пользователя, обеспечивают свободный доступ ко всем видам знания, необходимого для социального, профессионального и личностного становления [2]. 
  Публичные библиотеки Германии представляют собой научный, учебный и досуговый центр, который стремится не только обратить внимание юношества на книгу и чтение, но и помочь в учебе, научить, правильно пользоваться информацией, привить культуру чтения. Публичные библиотеки – самый распространенный в Германии тип библиотек, но в них нет читальных залов. Библиотеки напоминают книжные магазины, где стоят ряды стеллажей, весь фонд открыт для читателей, и практически любую книгу можно взять домой. Наряду с книгами имеется большое количество электронных носителей, которые также доступны всем. На стеллажах выставляются периодические издания за последние три дня. Предыдущие издания отправляются в архив [8]. 
  В Германии не утратили своей актуальности передвижные библиотеки. Они обслуживают пользователей, проживающих на территории, удаленной от стационарной публичной библиотеки: в малонаселенных районах, в сельской местности, в пригородах, в кварталах-новостройках, а также в тех районах, где библиотека или ее филиалы находятся на реконструкции. Практика показывает, что услугами передвижных библиотек, в первую очередь, пользуются дети, домохозяйки и пожилые люди. Данный вид обслуживания необходим в детских садах, школах, больницах, домах престарелых, промышленных предприятиях [5].
  В отношении услуг библиотек интересен американский опыт, где публичные библиотеки остаются важными общественными организациями. Библиотеки посещает большое количество читателей, они используют для удовлетворения своих информационных потребностей компьютеры: студенты выполняют домашние задания, выпускники колледжей составляют и рассылают резюме и пишут научный труд. В библиотеках практически нет свободных мест. Их посещают дети и старики, некоторые приходят целыми семьями. Услугами библиотек пользуются не только американцы, но и иммигранты. Большинство из них посещают занятия по изучению английского языка. Сотрудники библиотек считают, что библиотеки сегодня является информационным каналом между человеком и знаниями. Читатели посещают библиотеки не только для чтения книг, просмотра DVD или использования компьютера. Практически каждый человек, находясь в США, имеет доступ к информации, представленной в публичных библиотеках на различных языках мира и в различных форматах.                            
  Современные библиотеки выполняют и другие функции. В библиотеках есть услуга по поиску работы и консультативной помощи. Здесь проводят лекции по теме «Как найти работу». Сотрудники  библиотек помогают соискателям составить резюме и разослать его потенциальным работодателям. Также здесь проходят лекции для начинающих бизнесменов.
На базе библиотеки в Квинсе были созданы программы по выявлению рака, туберкулёза и диабета на основе компьютерной диагностики на ранних стадиях. Эта программа помогла многим людям диагностировать заболевание и вовремя начать лечение [1; 4].
  Публичные библиотеки Китая сегодня – это современные многофункциональные интеллектуальные и культурные центры с необычной архитектурой, просторными светлыми залами и открытым доступом к фондам. Для читателей созданы максимально комфортные условия для продуктивной работы и отдыха. Бумажные носители информации разумно сочетаются с цифровыми технологиями. Для публичных библиотек Китая очень важным элементом. являются поддержка государства, понимание значимости библиотеки как важного общественного института. В Китае высок престиж образования, и библиотека воспринимается как обязательное звено в системе просвещения и образования населения. Китайские библиотеки развиваются, опережая в темпах развития некоторые ведущие библиотеки мира. Уровень их технического оснащения, эффективность внедрения перспективных информационных технологий очень высок.
  В библиотеках организуются научные и просветительские мероприятия при взаимодействии с различными учреждениями как в Китае, так и за рубежом, сюда постоянно приглашают ведущих китайских специалистов для чтения публичных лекций по актуальным вопросам науки, культуры, образования, разработке новых технологий [3].
  Таким образом, зарубежные публичные библиотеки являются центрами своевременной информационной, культурной и социальной помощи для своих пользователей. Современная публичная библиотека за рубежом выступает активным партнером различных учебных заведений, занимается образовательной деятельностью, формирует общую информационную, нравственную культуру, гражданскую позицию своих читателей как в процессе общения с книгой, так и при проведении библиотечных мероприятий. 
  Новые реалии публичных библиотек состоят в поиске новых возможностей удовлетворения информационных потребностей пользователей.
 
Список литературы
 
1. Василевич С. Нужны ли стране публичные библиотеки? [Электронный ресурс] / С. Василевич. — Режим доступа: http://russian-bazaar.com/ru/content/18324.htm
2. Государственные библиотеки Франции открывают новую главу своей истории [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.globalitv.ru/show/631_gosudarstvennyie_biblioteki_frantsii_otkryivayut_n.html
3. Захаренко М. П. Профессиональная поездка в Китай — «БИБЛИОТУР — 2011» [Электронный ресурс] / М. П. Захаренко. — Режим доступа:http://vmo.rgub.ru/news/photo/china_11.php
4. Мурзина Е. Нью-Йоркская публичная библиотека (New York Public Library) [Электронный ресурс] / Е. Мурзина. — Режим доступа:http://www.worlds.ru/america/usa/history-nju-jjorkskaja_publichnaja_biblioteka_new_york_public_librar.shtml
5. Немецкие библиобусы [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.libmobile.ru/foreign_experience/germany/61 
6. Поздеева Н. Е. Публичная библиотека в социокультурной среде большого города: ретроспективный анализ и перспективы развития : Дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 : Москва, 2004 — 202 c. РГБ ОД, 61:05–13/560
7. Слободяник М. С. Базова модель бібліотеки як соціальнокомунікаційної інституції / М. С. Слободяник // Бібліотекознавство. Документознавство. інформологія. — 2009. — № 4. — С. 5–6. 
8. Смирнова Т. В. Библиотеки за рубежом: обзор [Электронный ресурс] / Т. В. Смирнова. — Режим доступа: http://www.iv-obdu.ru/content/view/1949/239/
9. Фонотов, Г. О. природе и социальных функциях наших учреждений / Г. Фонотов // Библиотека. — 2001. — №12. — С. 9–11
 
Надіслано: 28. 03. 2016 
На нашому сайті з'явився ресурс, який допоможе знайти найближчу до вас бібліотеку, дізнатися, як з нею зв'язатися і скористатися її послугами. Будемо ближче в цифровому і реальному світі!
Календар подій
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Банери партнерів

Проверка тИЦ и PR
Центральна міська бібліотека ім. В. Г. Бєлінського

Адреса: Україна, Харків, 61058, вул. Данилевського, б. 34
Телефон: (057) 705-19-90.
Телефон: +38 097-158-98-41.
E-mail: citylibbelin@gmail.com
Розклад роботи - з 10.00 до 18.00
Вихідний день – вівторок, влітку: субота та неділя
Санітарний день – останній день місяця
Детальна контактна інформація
©Copyright ЦМБ ім. В. Г. Бєлінського
2011-2024