Перейти на украинский язык Перейти на русский язык Перейти на английский язык

Жукова В. П. Новые реалии публичных библиотек

УДК021
Жукова Валерия Павловна,
кандидат наук по социальным коммуникациям,
доцент кафедры библиотековедения
и социальных коммуникаций ХДАК
почт. адрес: ХДАК, Бурсацкий спуск, 4, Харьков, 61057, Украина
тел: (057) 337-34-55;
e-mail: java.dajdbog@gmail.com
 
НОВЫЕ РЕАЛИИ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК
 
Ключові слова: бібліотека, публiчна бібліотека, зарубіжні публічні бібліотеки
Ключевые слова: библиотека, публичная библиотека, зарубежные публичные библиотеки
Key words: library, public library, foreign public libraries
  В информационном обществе определяющим фактором становится не только информация и ее получение, но и культура, поэтому особое значение приобретает доступ к информации независимо от ее типа, места и времени, а также культура работы с ней. Во всем мире местом доступным для пользователей информации являются публичные библиотеки. Это объясняется уникальным сочетанием ресурсов, услуг и индивидуальной поддержки, оказываемой читателю. Поэтому основной целью публичных библиотек является создание возможностей и организация ресурсов для удовлетворения образовательных, информационных, культурных, социальных потребностей социума и личности.
  Главной целью статьи является исследование новых реалий публичных библиотек в условиях развития информационного общества.
  В идеале для успешного развития публичных библиотек необходимо достаточное финансирование, образованные кадры, современные ресурсы, партнёрство с социальными институтами разных рангов, развивающееся информационно-библиотечное производство. Но в современных условиях закономерность развития библиотек, особенности организации профессионально-деятельностной среды, информационно-библиотечного производства находится в зависимости от экономических возможностей стран, в которых развиваются в библиотеки, от этого зависит наполненность книжных фондов, своевременные обновления оборудования и оснащения, внедрение инновационных технологий. Н. Е. Поздеева. исследуя историю и перспективы развития публичных библиотек делает вывод, что профессионально значимым является построение концептуальной модели публичной библиотеки, объективно отражающей влияние социокультурной среды конкретной территории на библиотечно-информационные процессы [6]. 
  Базовая модель библиотеки как социально-коммуникационной институции предложенная М. С. Слободяник состоит из следующих элементов: информационного потенциала – информационной деятельности – коммуникационного процесса – управления.
  Публичные библиотеки сегодня имеют в своём информационном потенциале традиционные и электронные библиотечные фонды и каталоги, электронные библиотеки, репозитарии, архивы, базы данных. 
  Оперативная и качественная информационная деятельность зависит от знаний и умений персонала библиотек связанных с эффективным поиском и предоставлением читателям первичных и вторичных документов, а также интегрированной и синтезированной информации. Поэтому персонал библиотек сегодня не только должен иметь специальное информационно-библиотечное образование, но и постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки в системе повышения квалификации, а также занимаясь самообразованием. Информационная деятельность призвана обеспечить эффективное использование информационного потенциала в коммуникационной деятельности библиотеки.
  В этом контексте главной целью становится обеспечение доступа к информации любого типа для каждого пользователя – независимо от времени и места. Для достижения этой цели необходимо сочетание возможностей сетевого взаимодействия с преимуществами существующей разветвленной сети публичных библиотек. Использование источников Интернета позволит каждому пользователю взаимодействовать в интерактивном режиме с библиотеками, архивами, музеями, средствами массовой информации, городскими и областными органами власти, социальными службами, государственными и частными предприятиями и агентствами. Появляется возможность для коммуникации внутри различных сообществ – независимо от географического принципа, или принципа единства интересов и целей.
  Коммуникационный процесс в професионально-деятельностной среде библиотеки охватывает связи елементов: библиотекарь – читатель; библиотекарь – библиотекарь; читатель – библиотекарь; читатель – читатель; удаленный пользователь – сайт библиотеки; читатель – интернет ресурсы. В содержательном наполнении этих моделей коммуникаций основное место занимают информационный потенциал и результаты информационной деятельности библиотеки.              Публичная библиотека сегодня должна стать центром культурной коммуникации и проведения досуга, а также веб-общения и получения информации. 
Элемент управления имеет широкий спектр, но в современных условиях приобретают значение такие виды как управления информацией, управление содержанием сайта, электронной библиотеки, баз данных и многое другое. Для повышения эффективности деятельности библиотеки необходим мониторинг функционирования основных элементов базовой модели и оперативное внесение в них необходимых изменений, направленных на определение стратегии и тактику развития коммуникационной деятельности библиотеки [7].
  Стремительное развитие информационных технологий привело к кардинальным изменениям в деятельности библиотек. На современном этапе публичная библиотека является многофункциональной структурой, но доминирующей функцией библиотечного обслуживания является информационная. Публичные библиотеки в рамках инициативы «Глобальные библиотеки» участвовали в проекте «Библиомост» с целью поддержки свободного общественного доступа к Интернету и преодоление цифрового неравенства. Новая компьютерная техника и её комплектующие дали возможность создания автоматизированных рабочих мест, как для персонала библиотек, так и для читателей. Подключение библиотек к сети Интернет обеспечил неограниченный доступ к информации. 
  Публичные библиотеки постепенно становятся современными общественными информационно-культурными центрами, средой реализации разнообразных информационных потребностей социума. Сегодня в библиотеках создаются электронные читальные залы, в которых осуществляется доступ к различным информационным ресурсам через Интернет, таким как экспресс-информация, правовые базы данных, сайтам крупней библиотек мира и многое другое. Данные виды деятельности библиотек направлены на реализацию социальной функции, которая направлена на активное участие в образовании и воспитании личности, его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и искусства, их взаимообогащения, обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья [9].
  Сегодня в библиотеках активно развиваются такие виды услуг как виртуальные справочные службы, которые предоставляют ответы на запросы в онлайн-режиме. Таким образом, в работе библиотек выделилось новое направление деятельности – веблиография. Новый вектор развития получают все виды информирования на основе размещения информации в социальных сетях. Благодаря библиотечному сайтостроению и сайту как уникальному информационному ресурсу для предоставления практически неограниченного количества информации читатели имеют доступ к электронным каталогам, электронным библиотекам и архивам, базами данным и репозитариям, цифровым коллекциям и многой другой информации библиотек. Работа с веб-технологиями позволяет организовать обратную связь с читателем для того, чтобы в форме диалога выявить его потребности и качественно организовать обслуживание.
  В условиях современного информационного общества деятельность публичных библиотек получает новое развитие. В системе социальных институтов именно публичной библиотеке принадлежит одна из ключевых ролей в формировании информационного общества на локальном уровне. Публичные библиотеки должны стать источниками знания, творчества и непрерывного образования, проведения досуга для людей всех возрастов; хранителями и активными проводниками истории и культуры. 
  Сегодня в большинстве стран Европейского союза достигнуто глубокое понимание социальной роли библиотек. В странах с развитой демократией и рыночной экономикой библиотечное обслуживание населения рассматривается как часть информационной политики государства. 
  Опыт работы публичных библиотек Франции показывает, что информационным потенциалом здесь традиционно считаются книжные фонды. Библиотеки выполняют образовательную, культурную и социальную роль, становясь центрами духовности, активно развиваются и привлекают все большее число читателей. В библиотеках работают кружки писательского мастерства, организуют выставки, семинары, литературные встречи, просмотр фильмов, обсуждение спектаклей. Библиотеки развиваются как центры открытого и неформального обучения, содействуют формированию современного, всесторонне образованного, информационно грамотного пользователя, обеспечивают свободный доступ ко всем видам знания, необходимого для социального, профессионального и личностного становления [2]. 
  Публичные библиотеки Германии представляют собой научный, учебный и досуговый центр, который стремится не только обратить внимание юношества на книгу и чтение, но и помочь в учебе, научить, правильно пользоваться информацией, привить культуру чтения. Публичные библиотеки – самый распространенный в Германии тип библиотек, но в них нет читальных залов. Библиотеки напоминают книжные магазины, где стоят ряды стеллажей, весь фонд открыт для читателей, и практически любую книгу можно взять домой. Наряду с книгами имеется большое количество электронных носителей, которые также доступны всем. На стеллажах выставляются периодические издания за последние три дня. Предыдущие издания отправляются в архив [8]. 
  В Германии не утратили своей актуальности передвижные библиотеки. Они обслуживают пользователей, проживающих на территории, удаленной от стационарной публичной библиотеки: в малонаселенных районах, в сельской местности, в пригородах, в кварталах-новостройках, а также в тех районах, где библиотека или ее филиалы находятся на реконструкции. Практика показывает, что услугами передвижных библиотек, в первую очередь, пользуются дети, домохозяйки и пожилые люди. Данный вид обслуживания необходим в детских садах, школах, больницах, домах престарелых, промышленных предприятиях [5].
  В отношении услуг библиотек интересен американский опыт, где публичные библиотеки остаются важными общественными организациями. Библиотеки посещает большое количество читателей, они используют для удовлетворения своих информационных потребностей компьютеры: студенты выполняют домашние задания, выпускники колледжей составляют и рассылают резюме и пишут научный труд. В библиотеках практически нет свободных мест. Их посещают дети и старики, некоторые приходят целыми семьями. Услугами библиотек пользуются не только американцы, но и иммигранты. Большинство из них посещают занятия по изучению английского языка. Сотрудники библиотек считают, что библиотеки сегодня является информационным каналом между человеком и знаниями. Читатели посещают библиотеки не только для чтения книг, просмотра DVD или использования компьютера. Практически каждый человек, находясь в США, имеет доступ к информации, представленной в публичных библиотеках на различных языках мира и в различных форматах.                            
  Современные библиотеки выполняют и другие функции. В библиотеках есть услуга по поиску работы и консультативной помощи. Здесь проводят лекции по теме «Как найти работу». Сотрудники  библиотек помогают соискателям составить резюме и разослать его потенциальным работодателям. Также здесь проходят лекции для начинающих бизнесменов.
На базе библиотеки в Квинсе были созданы программы по выявлению рака, туберкулёза и диабета на основе компьютерной диагностики на ранних стадиях. Эта программа помогла многим людям диагностировать заболевание и вовремя начать лечение [1; 4].
  Публичные библиотеки Китая сегодня – это современные многофункциональные интеллектуальные и культурные центры с необычной архитектурой, просторными светлыми залами и открытым доступом к фондам. Для читателей созданы максимально комфортные условия для продуктивной работы и отдыха. Бумажные носители информации разумно сочетаются с цифровыми технологиями. Для публичных библиотек Китая очень важным элементом. являются поддержка государства, понимание значимости библиотеки как важного общественного института. В Китае высок престиж образования, и библиотека воспринимается как обязательное звено в системе просвещения и образования населения. Китайские библиотеки развиваются, опережая в темпах развития некоторые ведущие библиотеки мира. Уровень их технического оснащения, эффективность внедрения перспективных информационных технологий очень высок.
  В библиотеках организуются научные и просветительские мероприятия при взаимодействии с различными учреждениями как в Китае, так и за рубежом, сюда постоянно приглашают ведущих китайских специалистов для чтения публичных лекций по актуальным вопросам науки, культуры, образования, разработке новых технологий [3].
  Таким образом, зарубежные публичные библиотеки являются центрами своевременной информационной, культурной и социальной помощи для своих пользователей. Современная публичная библиотека за рубежом выступает активным партнером различных учебных заведений, занимается образовательной деятельностью, формирует общую информационную, нравственную культуру, гражданскую позицию своих читателей как в процессе общения с книгой, так и при проведении библиотечных мероприятий. 
  Новые реалии публичных библиотек состоят в поиске новых возможностей удовлетворения информационных потребностей пользователей.
 
Список литературы
 
1. Василевич С. Нужны ли стране публичные библиотеки? [Электронный ресурс] / С. Василевич. — Режим доступа: http://russian-bazaar.com/ru/content/18324.htm
2. Государственные библиотеки Франции открывают новую главу своей истории [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.globalitv.ru/show/631_gosudarstvennyie_biblioteki_frantsii_otkryivayut_n.html
3. Захаренко М. П. Профессиональная поездка в Китай — «БИБЛИОТУР — 2011» [Электронный ресурс] / М. П. Захаренко. — Режим доступа:http://vmo.rgub.ru/news/photo/china_11.php
4. Мурзина Е. Нью-Йоркская публичная библиотека (New York Public Library) [Электронный ресурс] / Е. Мурзина. — Режим доступа:http://www.worlds.ru/america/usa/history-nju-jjorkskaja_publichnaja_biblioteka_new_york_public_librar.shtml
5. Немецкие библиобусы [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.libmobile.ru/foreign_experience/germany/61 
6. Поздеева Н. Е. Публичная библиотека в социокультурной среде большого города: ретроспективный анализ и перспективы развития : Дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 : Москва, 2004 — 202 c. РГБ ОД, 61:05–13/560
7. Слободяник М. С. Базова модель бібліотеки як соціальнокомунікаційної інституції / М. С. Слободяник // Бібліотекознавство. Документознавство. інформологія. — 2009. — № 4. — С. 5–6. 
8. Смирнова Т. В. Библиотеки за рубежом: обзор [Электронный ресурс] / Т. В. Смирнова. — Режим доступа: http://www.iv-obdu.ru/content/view/1949/239/
9. Фонотов, Г. О. природе и социальных функциях наших учреждений / Г. Фонотов // Библиотека. — 2001. — №12. — С. 9–11
 
Надіслано: 28. 03. 2016 
На нашем сайте появился ресурс, который поможет найти ближайшую к вам библиотеку, узнать, как с ней связаться и воспользоваться ее услугами. Будем ближе в цифровом и реальном мире!
Наши фотографии
Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Проверка тИЦ и PR
Центральная городская библиотека им. В.Г.Белинского

Адрес: Украина, Харьков, 61058, ул. Данилевского, 34
Телефон: (057) 705-19-90. citylibbelin@gmail.com
Время работы - c 10.00 до 18.00
Выходной день – вторник, в летнее время: суббота и воскресенье
Санитарный день – последний день месяца
Подробная контактная информация
©Copyright ЦГБ им. В. Г. Белинского
2011-2018